Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Планирование
  • Сценарий пасхального праздника для детей воскресной школы. Украина Православная Сценарий пасхального спектакля мудрый царь

Сценарий пасхального праздника для детей воскресной школы. Украина Православная Сценарий пасхального спектакля мудрый царь

Пасхальный сценарий

ДА ВОСКРЕСНЕМ ДЛЯ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ. Сценарий пасхального представления

Для загрузки материала,нажмите .

«ХРИСТОСЛАВЫ». Постановка для детей

Для загрузки материала,нажмите .

«ПЕРВОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯИЧКО». Пьеса для детей

Для загрузки материала,нажмите .

«Пасха»

Для загрузки материала,нажмите .

«ДОРОГА К ХРАМУ». Пьеса для детей

Для загрузки материала,нажмите .

Н азвание: Сценарий к празднику Святителя Николая чудотворца архиепископа Мир Ликийских

Язык: Русский

Регион: Россия

Формат : WORD

В сценарии представлены музыкальные произведения, стихотворения и песнопения, посвященные Николаю чудотворцу.

Для загрузки документа, нажмите .

Название: Пьесы для школьной сцены

Язык: Украинский, Русский

Регион: Украина, Киев, СОШ № 170, Театр младшей школы «Зеркало»

Формат: WORD

В авторские сборники вошли пьесы школьных драматических коллективов, где актеры – это учащиеся первых-шестых классов. Пьесы легкие в постановке, не требуют сложных декораций, длятся от 5 до 20 минут. Кроме сборников, предлагаются отдельные пьесы.

Для загрузки документа «П’єси для шкільної сцени» .

Для загрузки документа Сборник пьес для школьной сцены «Сеем разумное, доброе, вечное» на русском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьеса «Неслухняні сім’янинки» на украинском языке, нажмите.

Для загрузки документа пьесы «З історії Києва» (по мотивам «Повести временных лет») на украинском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьесы «Княгиня Ольга» на украинском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьесы «Різдвяна ялинка» на украинском языке, нажмите .

Для загрузки документа пьесы «До свята Святого Миколая» на украинском языке, нажмите .

Название: Сказки по заповедям Божиим (для детей среднего школьного возраста)

Язык: Русский

Регион: Украина, Донецкая епархия, г. Авдеевка

Формат: WORD

Автор сборников – талантливый педагог с 45 летним стажем, опубликовавшая за последние семь лет 13 авторских книг (включающих методический материал для педагогов, сценарии спектаклей, праздников, авторских стихотворений и мн. др) в России и Украине.

Для загрузки документа «Сказки по заповедям Божиим» (для детей среднего школьного возраста) на русском языке, нажмите .

Название: Истории Ветхого Завета

Язык: Русский

Регион: Россия

Формат: WORD

В документе представлены три истории из Ветхого Завета в стихотворной форме: Сотворение мира, Адам и Ева, Каин и Авель.

Для загрузки документа «Истории Ветхого Завета» на русском языке, нажмите .

Татьяна Шубенкова

К празднику Пасхи для детей младшего возраста мы готовим сказку. Покажем мы её в понедельник, 6 мая. А сегодня предлагаю Вам сценарий этой сказки.

Как на этой на неделе

Будет пасха день веселья.

Будем пост мы провожать.

Пасху куличом встречать!

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает!

Счастья всем Вам я желаю

и на сказку приглашаю!

Действующие лица (куклы-бибабо): Курочка, Петух, Зайчик, Лиса.

Оборудование: корзиночка с крашеными деревянными яичками для Курочки; фонограмма колокольного звона и пьесы «Воскресное утро»; пасхальные яйца для детей.

Звучит спокойная р. н. м. На ширме появляется Курочка с корзиной яичек.

Курочка . Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Солнце светит высоко.

Светлый праздник настает,

Радуется весь народ.

Вот и Пасха настала!

А я тоже постаралась –

Яички расписные,

Красивые такие

Приготовила Курочка

И понесла по улочке.

Кого встречу – подарю,

Всех яичком одарю.

Солнце, в небе ярче сияй,

Дорогу в город освещай!

Дети исполняют ПЕСНЮ О СОЛНЦЕ (по выбору).

Курочка идет вправо, С левой стороны появляется Петух.

Петух. Курочка, ку-ка-ре-ку!

Отвечай-ка Петуху:

Ты куда одна пошла?

И меня не позвала?

Курочка. Несу я корзинку яичек

Кого встречу – подарю,

Всех яичком одарю.

Петух. Пойдем, тебе я помогу,

Твою корзину понесу,

Ведь всем известно: петухи –

Отличные помощники.

Мы за порядком наблюдаем,

Лениться вам не позволяем

И всех разбудим поутру,

Лишь закричим «Ку-ка-ре-ку!»

Исполняется р. н. п. «Петушок»

Петушок и Курочка идут вправо. Петушок несет корзинку. Вдруг куст перед ними начинает шевелиться.

Курочка : Ох, Петя, что-то я боюсь!

Петух: ну что ты, милая, не трусь!

Ведь я – защитник твой, ко-ко!

Курочка: Не отходи ты далеко. (прячется за Петуха)

Из кустов появляется Зайчик.

Зайчик. Простите, что вас напугал.

От страха сам в кустах дрожал.

Вы песню пели очень громко

И напугали так Зайчонка.

Петух: Да ладно, серый, не дрожи.

Ты лучше весело спляши.

Сегодня праздник светлый – Пасха.

Курочка: Ну потанцуй скорей, будь ласков!

Зайчик: Ну ладно, так и быть, спляшу!

А вы подпойте, я прошу!

Исполняется песня В. Карасевой «Зайчик» (в финале песни Зайчик пляшет)

Зайчик: А вы направились куда?

Неужто в праздник есть дела?

Курочка: Несу я корзинку яичек

Для деток, для мишек и птичек.

Кого встречу – подарю,

Всех яичком одарю. (дарит яичко Зайчику)

Зайчишка, вот тебе яйцо,

Расписное оно.

Зайчик: Как яйцо красиво!

Курочка, спасибо!

Можно, с вами я пойду,

Нести корзину помогу?

Курочка : Втроем дорога веселей.

Пойдемте, милые, скорей.

Петух, Курочка и Зайчик уходят. Появляется Лиса.

Лиса: Известно каждому: лисицы

Плести интриги мастерицы.

Сказала сплетница-сорока,

Что курица тут недалеко.

А курочкины потроха

Вкуснее даже, чем уха.

Сейчас открою вам секрет.

(говорит шепотом)

Поймаю куру на обед.

За ширмой слышатся кудахтанье и петушиный крик.

Лиса: Больной, несчастной притворюсь

И куру у пенька дождусь.

Лиса ложиться около пенька и стонет. Появляются Курочка, петух и Зайчик.

Лиса: Ой, больно, больно! А-а, а-а!

Я лапу заднюю сломала.

Курочка: На помощь я к тебе бегу,

Сейчас, Лисичка, помогу!

Зайчик: Не надо, не ходи, постой!

Лиса всегда бывает злой.

Небось прикинулась опять.

К ней подойдешь, тебя же – хвать!

Петух: Послушай, курочка, он прав!

Ведь у Лисы ужасный нрав:

К ней только в лапы попадешь,

И никуда ты не уйдешь.

Лиса стонет.

Курочка: Но ей же больно! Она плачет!

Простите, не могу иначе:

Перевяжу ей лапу я.

Вы подождите здесь, друзья!

Курочка подходит к Лисе. Лиса вскакивает и хватает её. Курочка вырывается.

Лиса: Ха-ха! А вот и мой обед!

Вкуснее куры в мире нет!

Курочка: Ах, помогите, помогите!

Из лап Лисы меня спасите!

Петух и Зайчик наступают на Лису.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Шпорами засек!

Зайчик: Я хотя, Лиса, и трус,

Но сегодня не боюсь!

Лапами застучу,

По спине замолочу!

Петух, Зайчик: Берегись, Лиса!

Уходи от нас в леса!

Лиса отпускает Курочку и отходит в сторону.

Курочка: Как не стыдно! В праздник Пасхи

Надо подарить всем ласку.

Надо доброй, нежной быть,

Надо всех вокруг любить!

Лиса: Я прошу вас, извините!

Хитрую лису простите!

Курочка: Я прощаю, так и быть!

Надо зло навек забыть.

Лиса: Вот спасибо! Как я рада!

Это лучшая награда!

Не гоните меня прочь.

Очень вам хочу помочь.

А вы направились куда?

Неужто в праздник есть дела?

Курочка: Несу я корзинку яичек

Для деток, для мишек и птичек.

Кого встречу – подарю,

Всех яичком одарю (дарит яичко Лисе)

Лисичка, вот тебе яйцо.

Расписное оно.

Лиса: Курочка, тебе спасибо!

До чего ж яйцо красиво!

Впереди я вас пойду.

В город к детям приведу!

Исполняется песня «Пасха» М. Лазарева.

Курочка: Вот пасхальные яички!

Детки, получайте!

А вы, Зайчик и Лисичка,

Петя раздавайте!

Детям раздают крашеные яички. Звучит пьеса «Воскресное утро».

Литература: «Праздники в детском саду» М. Ю. Картушина



Вот такие пасхальные яички подарили малышам дети подготовительной группы!





В период подготовки Пасхальных праздников и постановок, появляется необходимость в подборе нового, оригинального сценария детского праздничного спектакля для постановки. Возможно приведенный ниже сценарий спектакля поможет кому-либо решить эту проблему. Сценарий Пасхального детского спектакля «Цветик-Семицветик» основан на сюжете известной сказки Валентина Катаева. В открытом доступе - полностью публикуется впервые.

«Цветик - Семицветик»

по сказке В. Катаева

Действующие лица:

  • девочка Женя
  • Бабушка
  • Петровна (соседка Бабушки)
  • Сережа
  • Белые медведи
  • Игрушки (куклы, мишки и т. п.)

Комната Бабушки. Она сидит в кресле, листает книгу. Раздается стук в дверь, входит Петровна.

Петровна : Христос Воскресе, Григорьевна! Можно к тебе на минутку?

Бабушка : Воистину Воскресе, Петровна. Заходи, дорогая, у меня для тебя яичко есть красненькое. (старушки целуются, садятся) Ну, Петровна, рассказывай, где пропадала. Уж, почитай, недели две тебя было не видно, не слышно.

Петровна : Милая ты моя соседка, ведь у нас такая беда! Помнишь, еще перед Рождеством я тебе рассказывала про своего внучка Витю. Он тогда у себя в деревне полез на крыши снег сбрасывать, упал да повредил позвоночник. Так ведь и не слушаются его ноги с тех пор; не стоит, не ходит. Сидит на каталке, молодой, а словно старик. А тут привезла его дочка к нам в Москву к какому-то знаменитому профессору на консультацию. Вот две недели, каждый Божий день возили мы Витеньку к этому профессору на процедуры всякие. Я, считай, всю пенсию на такси извела .

Бабушка : Ну, и что же профессор сказал?

Петровна : А то и сказал, что внучок мой безнадежен, что никогда он на ноги не встанет, так всю жизнь в коляске и просидит. (вытирает глаза платком).

Бабушка : Подожди, Петровна, не отчаивайся. Ты же в Бога веруешь, в храм ходишь. Знаешь же, что унынье - последнее дело.

Петровна : Так ведь профессор...

Бабушка: Профессор профессором, а всякое случиться может. У Бога милости много. А сейчас время такое счастливое - Пасха Христова; чудесное, можно сказать, время. Ты вот пока яичко Витеньке своему отнеси, а я к вам еще зайду попозже. Сейчас не могу, свою внучку жду, Женечку. Вот-вот подойдет.

Петровна : Спасибо тебе, Григорьевна. С тобой поговоришь - и на сердце легчает. Ты у нас, как волшебница добрая. Приходи, ждем. (уходит)

На авансцене появляется Женя. Она что-то подсчитывает в уме.

Женя : Когда я вышла из дома, у подъезда сидели 3 вороны, потом у помойки было 5, потом я купила в булочной бублики для бабушки, и около булочной дрались еще 2 вороны, потом в сквере на деревьях было 9 и на клумбе 4, а еще одну прогнала собака. Эта собака все время около меня почему-то крутилась. Сколько же всего было ворон? Ой, я, оказывается, уже пришла. Вот бабушкина квартира. Я сейчас позвоню, бабушка посмотрит в глазок, а я выставлю перед ним бублики. Вот так! (выставляет вперед связку и видит - бубликов нет, осталась одна веревочка) Ой, мамочки, куда же бублики делись? Это, наверное, та противная собачонка их съела в сквере, пока я ворон считала. Ну вот... Что же мне делать?

Бабушка : Кто там за дверью разговаривает? Женя, это ты? Входи, дверь не заперта.

Женя : (быстро прячет в карман веревочку, входит) Здравствуй, бабуленька! Христос Воскресе! Поздравляю тебя с праздником. Я только подарок свой дома забыла, я его потом принесу.

Бабушка : Воистину Воскресе, внученька! А подарок - потом так потом, ничего. Я вот тебе сейчас свой подарок покажу (приносит горшок с цветком) . Посмотри, какой интересный цветочек у меня вырос! Каждый лепесток своего цвета. Теперь он твой, Женечка!

Женя : Спасибо, бабуленька. Такие цветочки только в сказках бывают. Бабушка! А, может, он волшебный?!

Бабушка : Может, и волшебный. Ну, ты посиди тут пока, а я пойду чайку поставлю. (уходит)

Женя берет цветок, садится в кресло, разглядывает лепестки, зевает, и постепенно глаза ее слипаются. Звучит волшебная музыка, как перезвон маленьких колокольчиков. Слышен нежный г олосок :

Я цветок не простой, а волшебный. Исполню любое твое желание, только оторви мой лепесток, брось его на ветер и скажи:

«Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!»

Женя просыпается

Женя : Кажется, я заснула. И такой странный сон мне приснился. А, может быть, это был не сон? Нужно проверить. А ну-ка...

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы у меня опять была полная связка бубликов!

Звучит волшебная музыка. Женя смотрит в кресло, там лежат бублики

Ой, чудеса! Вот здорово! Интересно, а бабушка знает, что цветок волшебный? Пойду, спрошу. Нет, не пойду. Никому не скажу. Я теперь самая главная, что хочу, то и сделаю! Такой хороший цветочек нужно поставить в самую красивую вазу.

Берет вазу со стола, напевает и танцует с ней, спотыкается, ваза падает и разбивается

Женя : Нет, нет, бабулечка, все в порядке. (шепчет скороговоркой)

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы ваза была целая!

Звучит волшебная музыка

Бабушка (входит) : Женя, у меня на столе вазочка стояла, где она? Не она ли разбилась?

Женя : Что ты, бабулечка, вот твоя вазочка.

Бабушка : Вот и хорошо. Пойду-ка я, Женечка, к нашей соседке. К ней внучка больного привезли, горюют они. Позову их к нам чай пить.

Женя : Хорошо, бабушка. А вот мой подарок тебе - бублики к чаю. Я, оказывается, их не забыла дома.

Бабушка : Ох, темнишь ты что-то. То забыла, то не забыла. Хозяйничай, накрывай на стол. (уходит)

Женя : Что же мне такого особенного пожелать? Я все могу, а никто об этом не знает. Так не интересно (смотрит в окно) . А вот Сережка из 5-го «А» идет. Он всегда такой деловой, важный. Вот я ему сейчас покажу, кто тут по правде важный. (кричит в окно) Сережа, Сережа! Поднимайся ко мне, я тебе кое-что покажу!

Входит мальчик с рюкзаком

Женя : Сережа, хочешь, я тебе покажу, что у меня есть? Ты такого никогда в жизни не видел.

Сережа : Некогда мне тут с тобой болтать. Опять какие-нибудь девчачьи секретики. А у меня важное дело. Я на Северный полюс в экспедицию собираюсь!

Женя : Ой, Сережа, возьми меня с собой.

Сережа : Чего захотела! Девчонок на Северный полюс не берут.

Женя : А зачем же ты ко мне поднялся? Шел бы себе на свой Северный полюс.

Сережа : Мне надо пополнить запасы воды и продовольствия (берет бублик со стола, ест)

Женя : Значит, не берешь?

Сережа : (с полным ртом) Не-а.

Женя : Подумаешь! И не нужно. Я и без тебя на Северном полюсе сейчас буду. Только не на твоем понарошковом, а на всамделишном. А тебе - кошкин хвост!

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Звучит волшебная музыка. Мебель превращается в сугробы

Мамочка моя! Где солнце, где бабушкина комната? Как холодно, а я только в одном платьице. Ой, замерзаю! Ой, из слез сосульки получаются!

Появляются белые медведи

1-й Медведь : Мишки-братишки! Выходи строиться! Проводим перекличку перед ужином.

Первый - нервный,

Второй - злой,

Третий - в берете,

Четвертый - потертый,

Пятый - помятый,

Шестой - рябой, -

Седьмой - самый большой.

Все здесь

2-й медведь : А ужин где?

1-й медведь : А вон он, за сугробом дрожит.

Медведи наступают на Женю и поют

Стужа, стужа, воет стужа.

Нам, медведям, нужен ужин.

Нужен завтрак и обед.

Кто мы? Хищники иль нет?

Мы три дня уже не ели,

Обтрепались, похудели.

И сейчас девчонку эту

Мы проглотим, как конфету.

Женя : Ой, мамочки, мамочки, скорей, скорей, как же там говорится?

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы я сейчас же очутилась у бабушки дома!

Звуки волшебной музыки, все становится прежним.

Сережа : Ну, где же твой Северный полюс?

Женя : Я там была.

Сережа : Я не видел. Докажи.

Женя : Смотри - у меня еще висит сосулька.

Сережа : Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Смеется и уходит

Женя : Что же мне такого особенного пожелать? (смотрит в окно) Вон Таня с первого этажа гулять вышла. Ах, какая у нее кукла замечательная! (кричит в окно) Таня, Таня, поднимайся ко мне, поиграем!

Входит Таня с огромной куклой в руках

Женя : Ой, Танечка, какая у тебя кукла красивая!

Таня : Это мне на день рожденья подарили.

Женя : Давай играть. Я буду куколкина няня, а ты куколкина мама. Ты пойдешь на работу, а я буду ее кормить, купать и спать укладывать.

Таня : Нет, тебе ее брать нельзя. Ты ей платье помнешь и испачкаешь, механизм сломаешь, она ходить перестанет.

Женя : Почему это я сломаю?

Таня : Потому, что ты все свои игрушки переломала.

Женя : Ах, так. Ну, и не нужна мне твоя глупая кукла! А сама ты зачем сюда пришла? Кто тебя звал? Уходи, а не то я, и правда, сейчас кукле твоей ноги выдерну и платье порву! (Таня уходит) Ну, я сейчас всем покажу, у кого игрушки!

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

Звучит волшебная музыка. Со всех сторон к Жене идут куклы, мишки, зайцы и др. игрушки. Они тащат на веревочках машины, каталки, несут мячи, толкают коляски, в которых тоже лежат игрушки. Куклы и звери окружают Женю и водят вокруг нее хоровод. Но хоровод этот не добрый. Женю толкают, теснят и крутят все сильнее и сильнее.

Игрушки (поют) :

Хозяйка, хозяйка!

Ты с нами поиграй-ка,

Побегай, попрыгай,

нам сказку расскажи.

Хозяйка, хозяйка!

Ты нам спляши, давай-ка,

А мы тебе похлопаем

в ладоши от души.

Тебя мы не оставим,

тебя мы не отпустим.

С тобой мы будем рядом

и есть, и пить, и спать.

Теперь не будет горя,

теперь не будет грусти.

Ты будешь днем и ночью

играть, играть, играть.

Женя : Довольно, довольно! Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь! (Она пытается вырваться из хоровода, но игрушки ее не пускают)

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!

Звучит волшебная музыка. Игрушки исчезли.

Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Надо быть умнее. Чего бы мне все-таки велеть? Велю полкило «мишек», полкило «барбарисок», сто граммов халвы, сто граммов орехов... А что толку? Съем и ничего не останется. Нет, лучше велосипед. Нет, лучше билет в цирк. А, может быть, велеть лучше новые туфельки? А, может, что-нибудь еще лучше?

В комнату на кресле-каталке въезжает Витя

Витя : Здравствуйте, с праздником! Это бабушки Шуры квартира?

Женя : Здравствуйте. Да, это моя бабушка.

Витя : Меня зовут Витя. Я приехал к своей бабушке, мы ваши соседи.

Женя : Это замечательно, Витя, что ты пришел! Мне тут было очень скучно одной. Давай с тобой поиграем.

Витя : Конечно, давай поиграем. А во что?

Женя : Давай в догонялки вокруг стола?

Витя : Нет, это невозможно. Я не могу ходить.

Женя : Как жалко! Я бы с таким удовольствием побегала с тобой.

Витя : Ничего не поделаешь. Профессор сказал, что это на всю жизнь.

Женя : Как на всю жизнь? Нет, ну нельзя же, чтобы на всю жизнь... Неужели ничего нельзя сделать? Ой, знаю! Это пустяки, Витя! Подожди минутку, я сейчас. Последний лепесток остался, голубой, самый красивый. Оторву - и не будет у меня волшебного цветочка... Ну, и ладно, ну, и пусть!

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Витя был здоров!

Звучит волшебная музыка. Витя вскакивает со своего кресла. Под веселую музыку они с Женей бегают по комнате.

Витя : Женя! Это чудо! Я верил, я знал, что в Пасху со мной обязательно случится чудо! Я побегу сказать бабушке. Подожди меня. (убегает)

Женя : Вот и нету у меня волшебного цветочка. Пролетело все, как сон. А мне и не жалко ничуть, ни капельки! Только я так устала за этот день! И бабушка что-то давно не идет.

Садится в кресло, закрывает глаза. Звучит волшебная музыка. Входит бабушка и Витя.

Бабушка : А вот и мы, Женечка! Да ты заснула, что ли, пока нас ждала? Вот познакомься, это Витя, внук бабушки Маши.

Витя : Здравствуйте, с праздником!

Женя : Что ты, Витя, мы же уже знакомы. Ты только что здесь был.

Бабушка : Нет, детка, это тебе, наверное, приснилось. Витя очень тяжело болел и не мог ходить. А сегодня днем он лег отдохнуть, а когда проснулся, вдруг сам встал на ноги и пошел. Чудо сотворил Господь!

Женя : Я ничего не понимаю. Значит, мне все приснилось? (Оглядывается, видит инвалидное кресло) . Бабушка! А это откуда у нас в комнате взялось?

Бабушка : Не знаю, не ведаю. В Святое Воскресение еще и не такое случается.

Женя : Все ты, бабуленька, знаешь, только говорить не хочешь. Бабушка! Опять чудо! Мой цветочек снова с лепестками! Только теперь они почему-то все голубые.

Бабушка : А вот это объяснить не сложно. То добро, которое от тебя к людям ушло, обратно всемеро вернулось. Ну, а теперь, дорогие мои, давайте чай пить да за все Бога благодарить!

© О.К. 2002 © Храм свв. Космы и Дамиана в Космодемьянском, © Ольга К.

Сценарий пасхального спектакля по сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка». Материалы предоставлены воскресно-приходской школой «Город Золотой» при Свято-Никольском храме с. Усолье Самарской области.

1 действие

Ведущие, горошины.

Звучит музыка – тема горошин.

Ведущие выходят под музыку, разворачивая «стручок» — зелёную ткань. Во время слов первого ведущего выскакивают 5 весёлых горошин и садятся на корточки на фоне зелёного стручка. Они толкаются, «растут» — встают в полный рост, но из стручка не высовываются.

1-ый Ведущий:

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд.

2-ой Ведущий:

Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует.

2-ой ведущий в это время проводит над головами горошин «солнышко», потом тучку (из картона, на ручке), как бы поливая их, горошины при этом радуются, подпрыгивают, моются, смеются.

Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.

Горошины изображают, как они думают – все встают в разные «думательные» позы.

1-ая горошина (с вызовом):

Век, что ли, сидеть нам тут?

2-ая горошина (с тревогой):

Как бы нам не засохнуть от такого сидения!..

3-я горошина (сделав из ладошки козырёк и поглядев вдаль туда – сюда):

Сдаётся мне, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у меня предчувствие!

1-ый Ведущий:

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

Ведущие переворачивают «стручок»-ткань жёлтой стороной.

Все горшины хором (оглядываясь, с удивлением):

Весь мир желтеет!

1-ый Ведущий:

Вдруг они почувствовали сильный толчок!

Музыка звучит громче, горошины кричат и толкаются, держатся друг за друга, каждая кричит своё, причём одновременно:

— Ой, мамочки!
— Что же это делается!
— Ай, ай, ай!
— Это землетрясение!
— Конец света!

Они сцепляются локтями, катятся сначала в одну сторону, потом в другую, в результате падают и пищат громко, по-девчачьи.

4-ая горошина (вставая и приводя себя в порядок):
Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю!

1-ая горошина (любуясь в зеркальце и поправляя наряд после толчка, с вызовом глядя на остальных):

А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! Впрочем, скоро увидим!

5-ая горошина (скромно):

Будь что будет!

Музыка – тема горошин.

2-ой Ведущий:

Но вот стручок созрел и лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце.

Горошины раскатываются по краям сцены – кружатся и при этом выкрикивают свои слова.

1-ая горошина: Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может!

Летит через всю сцену.

2-ая горошина: А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне!

Летит в другую сторону.

3-ья, 4-ая горошины: А мы куда придем, там и заснём! Но мы все же до чего-нибудь докатимся! Мы дальше всех пойдем!

В обнимку улетают.

5-ая горошина: Будь что будет!

2-ой Ведущий:

Она взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая Господом Богом.

— Будь что будет!

5-ая горошина прячется за окошком, и её пока не видно.

2 действие

Мать, дочка, ведущие, ангел.

Звучит музыка – тема матери.

Мать хлопочет по хозяйству: переставляет чугунок, подметает полы, проверяет, как там дочка…

1-ый Ведущий:

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

Мать (стоит далеко от кровати ребёнка и говорит зрителям):

Она уйдет к сестренке! У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот Господь Бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да Он, видно, не хочет разлучать сестёр! Но будь что будет!

Подходит к дочери, гладит по голове, успокаивает её и себя:

Доченька, скоро Пасха, будем с тобой яички красить?

Девочка (сидит в кроватке, облокотившись на подушку, очень слабенькая, тщедушная, раскрашивая пасхальное яичко на картинке):

Да, мамочка, они такие красивые становятся, горят, как угольки! А ты не знаешь, почему на Пасху яички должны быть красные?

Показывает матери картинку, которую перед этим раскрашивала – яичко.

Фрагмент спектакля. Девочка раскрашивает яичко

Мать (присаживаясь на край кроватки и гладя девочку по голове):

Об этом существует даже легенда. Помнишь, я тебе рассказывала, что такое Пасха?

Девочка:

Мамочка, расскажи! Я так люблю, когда ты про Боженьку рассказываешь!

Мать:

Давай я тебе подушечку поправлю, ты глазки закрывай, а я буду читать, хорошо?

3 Действие

Мироносицы, ангел.

Девочка засыпает, слушая мать. На первое четверостишие мать сидит рядом с дочкой, потом, когда начинаются слова мироносиц, укрывает дочку и тихонько выходит. Здесь же разворачивается действие у Гроба Господня.

Мать (читая книгу, перелистывая страницу):

В рассветный час пошли ко Гробу,
Росу стряхая с сонных трав,
Неся из смирны и алоя
Благоухающий состав.

Начинает звучать музыка – грустная и торжественная – тема мироносиц 1.

Мироносицы торжественно идут из глубины зала, между зрителями, скорбно неся сосуды, и на ходу начинают говорить слова.

1-ая мироносица:

Мы шли, не думая о чуде,
В холодном, розовом луче.
Ты миро в глиняном сосуде,
Склонясь, держала на плече.

2-ая мироносица:

И так нам страшно вспомнить было
Его позор, и смерть, и боль…
Как раны знойные омыла
Твоих волос ночная смоль.

Как из Его ладоней гвозди
Ты, тихо плача, извлекла,
Смотря на кровь, что, как из гроздей,
Густыми каплями текла.

3-я мироносица:

Мария Мать и ты — вы обе
Его приняли от солдат
И положили в новом гробе,
Возлив на тело аромат.

Смотри: минула ночь субботы,
И новый день сменяет мрак.
Сестра, скажи мне, отчего ты
Нежданно ускоряешь шаг?

Мироносицы останавливаются у Гроба и пробираются к нему в зарослях ветвей.

1-ая мироносица:

Уж близок сад. Вот лилий чаши
Сверкнули из рассветной мглы.
Сестра, зачем одежды наши
Так неестественно белы?

Как ветви здесь нависли густо.
Давай сосуд. Пришли. Пора.
Вот и пещера. Где Он? Пусто!
Кто взял Его? О, кто, сестра?

Музыка звучит громче, нужно показать, как они в ужасе отпрянули от входа в пещеру, смятение, страх.

2-ая мироносица (мечется между другими, ища ответа):

Кем вход в пещеру отгорожен?
Что совершилося в ночи?
Пустой покров белеет, сложен,
В пещере белые лучи.

Музыка – торжественная, тема мироносиц 2.

Где труп? Где стража? Где ограда?
Всё – только белые цветы.
Бегу навстречу! Нет, не надо.
Ты возлюбила – встретишь ты!

Ангел очень торжественно, медленно взмахивая крыльями, появляется со стороны пещеры, мироносицы при его появлении пятятся назад, освобождая дорогу и склоняют головы в поклоне.

Ангел:

Не ищите Иисуса, Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

Ангел взмахивает крылом в сторону мироносиц, проходит мимо них, идёт в сторону спящей девочки, останавливается, гладит её по головке, проходит мимо окна, откуда ему машет веточкой 5-ая горошинка, он тоже взмахивает крылом в её сторону, торжественно удаляется, пройдя таким образом круг. За ним уходят и мироносицы.

Музыка звучит громче и торжественней.

Мироносицы торжественно удаляются, остаётся 1-ая мироносица Мария Магдалина.

Мария Магдалина (идёт постепенно к краю сцены, читает очень проникновенно):

Я первая узнала, что Христос
Воскрес из мертвых. Рано поутру
Я шла помазать миром Его тело,
Но камень, закрывавший путь в пещеру,
Отвален был Неведомой рукой,
А гроб был пуст, лишь пелены лежали –
Одежды погребальные Его,
Когда в недоуменье я стояла,
Вдруг чудный свет всю озарил пещеру,
Предстал передо мною Ангел Божий…
И возгласил…
– Нет с мёртвыми Живого,
Христа здесь не ищите –
Он воскрес!

Музыка, тема мироносиц 2.

Проходит по сцене, будто вспоминая и восстанавливая в памяти события.

Потом Учитель пробыл с нами сорок дней
А, возносясь к Отцу на небо,
Он нас на проповедь послал.
И я, как все ученики Христовы,
Хожу по свету из страны в страну,
Благовествуя о Христе воскресшем,
Евангелие возвещаю миру.

На сцене появляется трон императора, торжественно выходит Тиберий в сопровождении слуги, усаживается на трон, слуга стоит с опахалом чуть позади.

Ведущий (на краю сцены):

Так в славный город Рим однажды
Мария к императору пришла…
У входа во дворец стояла стража,
И гости знатные с богатыми дарами
Спешили к императору в покои.

3 Действие

Тиберий, слуга, 3 гостя, ангел, Мария Магдалина.

Рим. Дворец императора Тиберия.
Звучит музыка – тема Тиберия.

1-й гость (торжественно войдя и преклоняя колени перед императором):

Великий император и владыка,
Прими ты в дар вот это ожерелье,
Из жемчуга, рубинов и сапфиров.

2-ой гость:
Великий царь Тиберий! В дар от нас
Прими ты это золото в избытке,
Пусть золото усилит власть твою,
И укрепит могущество державы.

3-ий гость:
С Сицилии мы привезли алмаз,
Огромной ценности и очень редких свойств,
Достоин он сиять в короне царской.

Тиберий благосклонно кивает, принимая подарки, каждый из которых слуга складывает на блюдо.

Появляется Мария Магдалина. Император очень грозно смотрит на неё.

Приглушённо звучит музыка – тема мироносиц 2.

Мария Магдалина:
Когда-то я была очень богата
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни, –
Христос воскрес!

Показывает императору яичко и тоже кладёт его на блюдо с другими подарками.

Тиберий (удивленно и гневно, поднимаясь с трона и подходя к Марии):

Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Тогда лишь только я поверю в воскресенье,
Когда яичко это станет красным.

Слуга (в ужасе, бросая опахало):

О, император, посмотри скорее,
Яичко розовеет, нет, темнеет,
О чудо!
Оно стало ярко-красным!

(На блюде среди ткани нужно заранее спрятать красное яичко, которое слуга поднимет и даст императору.)

Тиберий берет в руки и показывает в великом удивлении всем красное яичко, произносит хором с Марией:

— Воистину Иисус Христос воскрес!

Замирают на краю сцены, император держит в поднятой руке яичко, Мария стоит рядом.

Звучит пасхальный тропарь – мужской хор.

Очень торжественно выходит тот же ангел, обходит вокруг императора и Марии, махнув на них крылом. Они удаляются, ангел проходит вдоль пещеры и уходит.

4 Действие

Девочка, мать, 5-я горошина.

Быстро убирается трон. Входит мать, убирается по дому, вешает на окно чистые занавески.

Девочка (просыпается):

Мамочка, какой чудесный сон мне приснился! Яичко стало красным! А что, чудеса и вправду бывают?

Мать (с надеждой):

Всё в руках Божиих.

Девочка:

Но как же Господь может помочь всем сразу, ведь людей много на земле!

Мать:

Понимаешь, помощь иной раз приходит как будто сама, бывает, мы даже не замечаем, что это Господь её послал. Она может прийти через человека или даже через какой-то неживой предмет. Ведь император же поверил, что Христос Воскрес, когда увидел яичко?

Девочка очень внимательно слушает.

Девочка:

Да, правда…

Мать отходит, начинает собираться на службу, надевает белый платок, снимает фартук, берёт корзину с яичками.

Девочка:

Мамочка, что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подходит к окну и приотворяет его.

Мать:

Ишь ты! Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик! Доченька, я схожу на службу, ведь завтра Пасха. И принесу тебе освящённое яичко.

Мать целует девочку и уходит.

Музыка звучит громче, под неё горошинка всё больше и больше вырастает и играет с девочкой в мячик, мячик падает, а девочка не может встать и показывает горошинке руками, что не может, тогда горошинка пускает из окошка мыльные пузыри, девочка радуется, ловит их, смеётся.

Мать возвращается, протягивает яичко, но останавливается, она удивлена и потрясена: видит, как девочка садится на кровати, разговаривает с горошинкой.

Девочка (увидев мать, запыхавшись):

Мама, я думаю, что поправлюсь! Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

Мать:

Дай-то Бог! А вот тебе яичко! Христос воскрес!

Девочка:

Воистину воскрес!

Мать (подходит к окну, чтоб открыть занавеску):

Смотри-ка, да горошинка – то скоро зацветёт!

Мать на минуту отворачивается от девочки, чтобы снять платок, поставить корзинку в угол, поэтому не сразу замечает, что происходит за её спиной.

Девочка:

Девочка начинает вставать и очень неуверенными шагами, покачиваясь, идёт к окну. Горошинка протягивает ей свои руки, девочка тянет руки навстречу.

Звучит музыка – тема девочки.

Мать бросается к дочери поддержать её, потом выводит девочку и горошину на середину сцены, плачет и радуется, обнимает девочку и горошину.

Мать:

Господь Сам посадил и вырастил цветочек, чтобы порадовать тебя, милая, да и меня тоже! Чудо, Господи!

Звучит счастливая и торжественная музыка, под неё выходят все участники, выстраиваются в 2 ряда, впереди ведущие.

2-ой Ведущий:

Ну, а другие-то горошины? Вы не забыли про них, дорогие зрители? Та, что летела, куда хотела — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

1-ый Ведущий:

2-ой Ведущий:

А вторая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

2-ая горошина:

Как я славно раздобрела! Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Остальные горошины тянут её за юбочку и смеются над хвастунишкой.

Все артисты (хором, разводя руками в сторону зрителей):

А вы как считаете?

Музыка звучит громче. Все участники спектакля кланяются, выходя на край сцены в таком порядке:

— девочка и мама;
— горошины;
— мироносицы,ангел;
— Тиберий, слуга, гости;
— ведущие.

Два ведущих – девочки-старшеклассницы с хорошей дикцией.
Пять горошин (девочки 7-9 лет)
Мать – девочка-подросток 13-14 лет.
Девочка – худенькая девочка 10-11 лет
Ангел – девочка или мальчик 5-6 лет
Тиберий – ученик старших классов или студент
Слуга – мальчик или девочка 10-12 лет
Три императорских гостя – мальчики 10-12 лет
1-ая Мироносица Мария Магдалина и еще две мироносицы – девочки 12-15 лет или старше.

Декорации и реквизит:

Кровать.
Стул (старый).
Окно с занавеской (можно сделать из театральной ширмы).
Лавка или тумбочка под окном.
Стручок (жёлтая ткань, зелёная ткань 1х2 м.).
Вход в пещеру (драпировка из тёмных тканей, вьющиеся «заросли», можно крупные растения в горшках, пальмы).
Трон (кресло, красивая ткань для декора).
Опахало.
Жезл Тиберия.
2 сосуда.
Подарки царю: «золото», «сапфир», «ожерелье».
Детский мячик.
Мыльные пузыри.
Букет цветущий (для горошины).
Веник.
Подсвечник со свечой.
Горшок с кашей.
Полотенце.
Книга.
2 яичка – красное и белое.
Красивая занавеска.
Вьющееся растение (искусственное).
Альбом с нарисованным яичком.
Цветные карандаши.
«Солнышко» и «тучка» с дождиком (можно сделать из картона).
Чашка, ложка, миска, подушка, одеяло, корзинка.

Костюмы:

Ведущие – парадная одежда, розовые шарфы.
Горошины – зелёные сарафаны, белые водолазки, белые колготки и туфли, в косичках зелёные бантики.
Тиберий – мантия, сандалии, нижняя накидка, жезл, корона.
Слуга – тога, опахало.
Гости – шляпы, тоги.
Мироносицы – длинные накидки с капюшонами или что-то еще, покрывающее голову, сосуды в руках.
Ангел – белый стихарь, золотая ленточка на голове, крылья (их можно купить).
Мать – длинная юбка, кофта, чепец, платок праздничный, фартук, полотенце, полосатые гольфы, грубые босоножки без задников.
Девочка – бедное бледное платье, кофточка, платочек, сандалики.

Расположение на сцене декораций:

Посередине сцены, ближе к правым кулисам, стоит кровать девочки.
Справа от кровати – окно, наполовину повёрнутое к зрителям, чтобы было видно, что за ним происходит. У окна – лавка, застеленная скромной тканью.
Рядом с кроватью – старый стул или табуретка, на которые мать ставит для девочки еду.
С левой стороны сцены – вполоборота к зрителю – вход в пещеру (можно сделать из лестниц, задрапированных тёмными тканями и увитыми искусственной зеленью).

В момент появления Тиберия декорации не убираются, но с левой стороны от кровати, ближе к зрителю, ставится императорский трон.

КАК ПЕРЕВОСПИТАТЬ ЦАРЕВНУ?

(пасхальная сказка в русском стиле)

Действующие лица и исполнители:

    Царевна Апполинария

    Нянька

    Царь

    Царевич Адриан

    Мудрый крестьянин

    Принц заморский

    Сказочник
    Увеселители царевны

СЦЕНА 1

Царевна сидит на троне, ее развлекают придворные – русская песня и пляска. Царевна хлопает в ладоши

ЦАРЕВНА: Довольно, довольно! Надоели!

(пение и пляска прекращается) Уже в ушах звенит от ваших песен!

Придворные расходятся в стороны от трона, склонив головы.

НЯНЬКА: Так ведь они же для тебя старались, голубушка.

ЦАРЕВНА: Они бы лучше что-нибудь новенькое придумали.

СКАЗОЧНИК: А хочешь, царевна, мы тебе сказку расскажем?

ЦАРЕВНА: Послушаю, так уж и быть.

Сказочник садится у трона и начинает рассказ, остальные изображают все в лицах.

СКАЗОЧНИК: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был старый король.

Один из придворных выходит, прихрамывая.

ЦАРЕВНА: Не хочу короля, пусть будет принц.

СКАЗОЧНИК : Ну будь по-твоему…Жил юный принц

Один из придворных выходит вприпрыжку.

ЦАРЕВНА: И принца не хочу, пусть будет принцесса.

СКАЗОЧНИК: (с некоторым раздражением) Жила принцесса. (изображают принцессу, сзади кто-то несет ей шлейф) И была она красоты неописуемой. (придворные ахают и кланяются) Толпами ехали к ней женихи, и все отказ получали. Но вот однажды явился принц неведомой страны – умница, красавиц.

ЦАРЕВНА: Красавца не хочу

СКАЗОЧНИК : Был он уродливый, горбатый...

Изображающий принца приближается к трону и стучит палкой у ног царевны. Царевна вскакивает.

ЦАРЕВНА: Это что же вы меня пугать надумали? А если мне этот урод во сне приснится?

НЯНЬКА: Но ведь ты, солнышко, сама просила…

ЦАРЕВНА: И ты еще со мной спорить будешь? (истерично) Вон отсюда все! Надоело! Вон, я сказала!

Придворные разбегаются, остается только нянька. Царевна с гневом бросает им вслед шлейф и шапочку, оставшиеся после них.

СЦЕНА 2

Входит царь, шлейф и шапочка попадают в него.

ЦАРЬ: Никак у вас сраженье! А где же пушки, кони, офицеры?

НЯНЬКА : Ну что вы, государь, совсем не то.

ЦАРЕВНА : Да, это нянюшка. Она все кричала да головой вертела.

ЦАРЬ: Ну, а дальше?

ЦАРЕВНА: Я ей говорила – платок-то у тебя слетит.

НЯНЬКА : Вот и слетел.

ЦАРЬ: И прямо в дверь? (Подходит ближе) Ну ладно, некогда мне тут с вашими загадками разбираться. Приехал к нам принц заморский – уже сюда направляется, руки твоей просить хочет.

ЦАРЕВНА: Опять просить руки! Каждый день одно и то же, одно и то же! Скучно, надоело! Не надо мне никакого принца!

НЯНЬКА: Так ты же еще его и не видела, голубушка.

ЦАРЕВНА: Да все они одинаковые.

ЦАРЬ: Предупреждаю тебя последний раз. Если ты и этому откажешь, буду принимать меры!

НЯНЬКА: (испуганно) Какие же это меры, государь?

ЦАРЬ: Какие, какие… Педагогические!

СЦЕНА 3

НЯНЬКА: А, вы, не гневайтесь государь, а лучше подумайте, как ребенку единственному угодить. Ведь детей надо баловать, только тогда из них вырастают настоящие принцессы.

ЦАРЬ: Да уж и рад бы угодить ей, но не могу ничего придумать. Ведь мне наследник нужен наследник, а она замуж идти не желает.

НЯНЬКА: Слыхала, я, царь – батюшка, на кухне сказывали, что появилось новое чудо в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве. Забыла как называется, но похожа на яблочко, которое катится по тарелочке и, что хочешь, показывает и про женихов тоже. Каких хочешь, женихов для нашей царевны найдет.

ЦАРЬ: Это ты про компьютер что ли, да ведь он много денег стоит, сколько злата – серебра за него придется отдать.

НЯНЬКА: А, ты, не жалей царь – батюшка, аль нет у тебя злата – серебра в сундуках твоих.

ЦАРЬ: Да разве это злато – серебро мне так просто досталось, сколько смолоду воевал, ночей не спал, да еще и отец мой сколько трудился и его отец трудился, что бы государство наше богатым стало, а ты говоришь не жалей.

НЯНЬКА: Так ведь и ребенок у тебя один единственный, а от нее и будущее нашего государства зависит.

ЦАРЬ: Ну, ладно уговорила, куплю дочери компьютер, может хоть скучать перестанет.

СЦЕНА 4

Сцена безмолвная. Слуги уносят сундуки, а затем приносят коробки с компьютером.

СЦЕНА 5

СЛУГА: Вот, царь государь привезли мы тебе это заморское чудо, а с ним и очень умного человека, который все про него знает и научит всему нашу царевну.

ЦАРЬ: Проходи добрый человек, рад с тобой познакомиться, а по-нашему ты умеешь говорить.

ГОСТЬ: А как же царь – батюшка, я много языков знаю, с его помощью всему и научился (показывает на компьютер) .

ЦАРЬ: Значит, он и языкам всяким обучает, а вот мне, например, какая выгода от него может быть?

ГОСТЬ: А тебе царь – батюшка выгоды будет очень много. К примеру, ты как до этого весточки своим знакомым посылал?

ЦАРЬ: Как? Обыкновенно: сажал на коня гонца и вручал ему грамоту, он ее и доставлял.

ГОСТЬ : Ну, вот теперь ты можешь уволить и гонца, и коня, а письмо послать по электронной почте, оно тут же и придет твоему знакомому, если у него, конечно тоже компьютер есть.

ЦАРЬ: Ну, что ж тогда и меня ты всем этим премудростям научи, я царь способный.

ГОСТЬ: Изволь царь – батюшка… (уходит и уносит коробки) .

СЦЕНА 6

НЯНЬКА: Ну, что царь – батюшка, доволен, ты своим подарком?

ЦАРЬ: Очень доволен. Хорошо, что ты уговорила меня его купить. Дочка теперь не скандалит, не капризничает. Целыми днями сидит за компьютером, учитель очень ею доволен, говорит, что она очень способна, вся в меня пошла дочка, я ведь тоже очень способный был, вот только денег он с меня много берет.

НЯНЬКА: Не жалей царь - батюшка, вроде обучение уж к концу идет. Царевна говорит, что уже всему научилась.

ЦАРЬ: Лишь бы это ей на пользу пошло.

СЦЕНА 7

Через несколько недель. Царевна выходит не причесанная и неумытая, небрежно одета.

ЦАРЕВНА: Уж что – то мне спать очень хочется, который же теперь час? Няня, няня иди сюда, подскажи мне, что сейчас утро или вечер, я что – то не пойму? Все от компьютера оторваться не могла.

НЯНЬКА: Ох, дитятко ты мое, да не уж то ты и не ложилась, ведь утро уже… Посмотри-ка в зеркало какая ты бледная стала.

ЦАРЕВНА: Ах, няня, мне совсем не хочется смотреть на себя в зеркало, куда интересней смотреть в компьютер, пойду немного посплю и снова к нему. (уходит)

СЦЕНА 8

Входит царь.

ЦАРЬ: Что это с дочерью моей происходит, что-то не нравиться мне ее вид.

НЯНЬКА: Ох уж и не говори царь – батюшка. Совсем наша царевна от этого проклятого компьютера не отходит, в сад гулять перестала выходить, воздухом не дышит. В компьютере говорит деревья красивее и цвет у них лучше и птички говорит в компьютере, какие хочешь поют, не только воробьи да синицы.

ЦАРЬ: Неправда, у нас много и других птиц есть. Но что же делать, этак ведь принцесса совсем зачахнет. Надо ее скорее замуж выдать, да и наследник мне нужен. Говорили ведь, что этот компьютер любого заморского жениха найти может. Что же она не ищет.

НЯНЬКА: Да уж кажется нашла, царь – батюшка, он скоро должен приехать, она сама его и пригласила.

ЦАРЬ: Вот и славно раз сама его выбрала, может и свадьбу сыграем, дай ты Бог.

СЦЕНА 9

ЦАРЬ: Нянюшка, зови скорей царевну, приехал ее принц, которого она сама выбрала, пусть приходит.

(нянька уходит и возвращается с царевной)

ЦАРЕВНА: Ну вот, батюшка, может и понравится мне этот принц, в компьютере он очень даже не плохо выглядел.

СЦЕНА 10

Царю приносят трон и ставят рядом с троном царевны. Глашатай объявляет: Его высочество принц заморский Рашит-ибн-Сулейман аль–Фарух со свитой. Музыка. Входит принц заморский, раскланивается и становится перед троном на одно колено.

ПРИНЦ З: О, прекрасная Ап… Аполиннария! Я много не уметь говорить по-русски, но я преодолеть все расстояния, я плыть через океан…

ЦАРЕВНА: Как это вы, но в компьютере вы выглядели совсем по-другому…

ПРИНЦ З : А вы, принцесса, еще красивее, чем на экране. О да! И я видеть, что я не ошибаться!

ЦАРЕВНА: Вы ошибались. Можете плыть обратно.

ПРИНЦ З : Но я, я..

ЦАРЕВНА : Я - последняя буква в алфавите! Прощайте!

ЦАРЬ: Дочка, одумайся!

ЦАРЕВНА : Не одумаюсь.

ПРИНЦ З : Я не ожидать такой прием! Это скандаль!

ЦАРЬ: (уходит вместе с принцем) Наши извинения, наши глубочайшие извинения…

СЦЕНА 11

ЦАРЕВНА: Несчастна я няня, я так несчастна!

НЯНЬКА : Отчего же, деточка?

ЦАРЕВНА : От того, что он оказался совсем не такой, каким мне представился там в компьютере, а какой у него противный голос, что же мне делать теперь няня.

НЯНЬКА : А ты вот на, полюбуйся – какие серьги да ожерелья тебе принц заморский в подарок прислал – может и повеселеешь.

ЦАРЕВНА: (вынимает ожерелье, смотрит на него) Надоели мне ваши ожерелья, носите их сами!

Царевна бросает ожерелье, а сама убегает в другую сторону.

СЦЕНА 12

Входит царь, ожерелье летит на него.

ЦАРЬ: Что за чудо! Как ни войду, всегда навстречу мне что-нибудь летит! (няньке) А где царевна?

НЯНЬКА: Ее высочество гневается…

ЦАРЬ: Да как она смеет! Это не она, это я гневаюсь!

Стук в дверь: «Разрешите войти?»

ЦАРЬ: (громко) Входите, кто там еще? (себе под нос) Безобразие! Столько придворных, а царь сам посетителей принимает. Бездельники! Всех уволю!

Входит царевич Адриан…

АДРИАН: Не надо, ваше величество, никого увольнять. Я как раз к вам.

ЦАРЬ: Адриан, мальчик мой! Как ты вырос, как возмужал!

АДРИАН : Мой отец прислал вам поклон и гостинцы к масленице.

ЦАРЬ : Где, ты пропадал последние несколько лет, что–то я тебя давно не видел,

АДРИАН : Скажу вам по секрету, только не рассказывайте принцессе. Три года назад нашла на меня какая–то странная болезнь, Все мне плохим казалось, тоска сплошная, жить не хотелось, и один знакомый посоветовал моему батюшке отдать меня на воспитание одному мудрому человеку, который жил в монастыре, там я и провел эти три года, болезни моей как не бывало. А чему я там только не научился, никакая, даже самая черная работа не страшна.

ЦАРЬ : Вот чудо-то какое, я так рад за тебя, кто бы мою дочь так воспитал, погоди, погоди, а ты не свататься случайно приехал?

АДРИАН : Я, честно признаться, хотел, только позже – ведь скоро масленица, а там Великий Пост – какие уж тут свадьбы?

ЦАРЬ: А если нам поторопиться?

АДРИАН: Да неужели Полина уже согласна? Мы ведь с ней столько лет не виделись, с самого детства.

ЦАРЬ: А ее согласия спрашивать никто не будет.

НЯНЬКА : Но как же так, государь, нельзя же насильно…

АДРИАН: И, правда, ваше величество, я ведь надеялся, что царевна сама…

ЦАРЬ: Зря надеялся. Апполинария всем отказывает без разбора, всегда недовольна, грубит. Вообще не знаю, что с ней происходит.

НЯНЬКА: Врач сказал, у нее депрессия, или, как это еще по-другому….А! Меланхолия.

ЦАРЬ : Избалованность у нее, а не меланхолия! Я обещал принять меры, и я их приму. Раз она отказывает всем женихам, то пусть выйдет замуж за первого встречного. (шепотом Адриану) А этим первым встречным будешь ты!

АДРИАН : Но она может меня узнать…

ЦАРЬ : Об этом не беспокойся. Я, брат, такое придумал!

Обнимает царевича за плечи и уводит его, что-то нашептывая.

НЯНЬКА: Меры у них, видите ли, педагогические, а о царевне кто-нибудь подумал?

СЦЕНА 13

Царевна сидит на троне и нервно листает книгу. Рядом царь пристально смотрит на дверь.

ЦАРЕВНА: Ну и чего мы ждем?

ЦАРЬ: Первого встречного.

ЦАРЕВНА: Ну, папа, ну не надо, пожалуйста. Это жестоко.

ЦАРЬ: Ничего не поделаешь. Я слово дал, а слово царя (пауза) тверже сухаря.

ЦАРЕВНА: А вдруг он будет урод какой-нибудь?

ЦАРЬ: Ничего, для мужчины красота – не главное. (Стук в дверь) . Кто бы ни был, входите, мы сегодня рады каждому.

Входит Адриан, переодетый в бедного крестьянина, на ногах у него лапти, за плечами котомка.

АДРИАН: Здравствуй, царь батюшка, не вели казнить, вели слово молвить.

ЦАРЬ: (довольно потирая руки) Велю, молви.

АДРИАН: Дело-то у меня, царь батюшка, нехитрое. Рядом с моим огородом небольшой земельный надел имеется, а хозяина, значит, нет. Растет там одна осока да ковыль. Нельзя ли мне, царь батюшка, землю ту себе прикупить, потому как жениться я надумал, хозяйство расширять надо.

ЦАРЬ : А есть ли у тебя, Адри…как бишь тебя зовут?

АДРИАН: Да Андрюхой кличут.

ЦАРЬ: Есть ли у тебя, Андрюха, невеста подходящая?

АДРИАН: Да не присмотрел еще пока.

ЦАРЬ: Тогда я тебя поздравляю, можешь жениться на дочке моей, (подводит царевну ближе) царевне Аполиннарии.

АДРИАН: (оглядывая царевну) А работать она умеет? У меня ведь хозяйство.

ЦАРЕВНА : Да как ты смеешь!

ЦАРЬ: (царевне) Цыц! (Адриану) Научится. (ставит царевну рядом с Адрианом, соединяет их руки, царевна руку отдергивает) А со свадьбой тянуть не будем, а то Пост Великий не за горами.

Звучит свадебный марш.

СЦЕНА 14

Деревенская изба. Царевна берет веник, изучает его, потом ухват, потом горшок.

ЦАРЕВНА: (отряхивая платье и руки) Фи, какое все грязное, противное, и даже воды нет руки помыть.

Входит Адриан, снимает верхнюю одежду.

АДРИАН: Ну что, женушка, подашь ли обед на стол или ждать до вечера?

ЦАРЕВНА: А что подавать на стол? Здесь даже воды нет.

АДРИАН: Воды можно из проруби натаскать, река недалеко.

ЦАРЕВНА: Послушай, а ты принес бы поесть что-нибудь, а? Я так проголодалась. Я люблю, знаешь что? (с восторгом и надеждой)

Борщ украинский с салом и со сметанкой.

АДРИАН: Какие же тебе, моя милая, сало и сметанка, когда Пост Великий начался? Ты хлеба побольше испеки – и будем сыты.

ЦАРЕВНА: (возмущенно) Самой печь хлеб?

АДРИАН: Ну конечно, а что здесь особенного? А еще нужно в избе прибраться – посмотри, паутина кругом, полы не мыты, горшки не чищены.

ЦАРЕВНА: Ты и умеешь только издеваться. Я ведь царская дочка, мне грязной работой заниматься не положено.

АДРИАН: Почему же это работа грязная – самая обыкновенная. Ты только попробуй – тебе самой приятно станет, что ты все своими руками сделала.

ЦАРЕВНА: Но ведь я не умею, я не смогу.

АДРИАН: А ты помолись хорошенько, Господь и поможет. А вечером будь готова, пойдем с тобой в храм – Великий Пост все-таки, а пост без молитвы – как война без битвы.

Адриан берет инструменты, одевается и уходит.

СЦЕНА 15

Царевна возвращается с коромыслом и полными ведрами. Садится в изнеможении на скамью.

ЦАРЕВНА: Куда я попала? Не жизнь, а каторга какая-то. Еще и пост.Поневоле начнешь жалеть, что во дворце капризничала много. Но надо как-то выкручиваться. Итак, хлеб. (ходит по избе в раздумье) Хлеб, хлеб – из чего же его делают? (достает маленькие мешочки из-за печки) Песок - не то, известь – не то. Ой, Господи, помоги!

АДРИАН (за дверью) : Жалко мне ее. Хорошая ведь она, но больно уж избалованная. Вот и Господа просит ей помочь. А может это меня Господь к ней привел, что бы научить уму разуму. Но ведь она от меня ни какой помощи не примет, больно уж гордая. Переоденусь-ка я странником убогим, если она с добром странника примет, то и он ей добром отплатит, всему ее научит. (Адриан перед дверью переодевается в странника и заходит) .

СТРАННИК: Здравствуй хозяюшка, я бедный странник, иду издалека, не найдется ли у тебя кусочка хлеба для меня или хоть сухарика?

ЦАРЕВНА: Заходи, добрый человек, не заперто, только вот хлеб я еще не испекла, не успела, может ты отдохнешь немного, а я тем временем испеку хлеба.

СТРАННИК: Вижу я девушка ты добрая, работящая, да только отдыхать то мне и не хочется, давай я лучше помогу тебе хлеб печь, а что бы у тебя всегда помощница была, я подарю тебе одну волшебную книгу за твою доброту. Читать то ты умеешь?

ЦАРЕВНА (в сторону) : Слава Богу, хоть этому меня во дворце научили. (страннику) Умею немного, надеюсь, что смогу разобраться.

СТРАННИК: Ну, вот смотри, находим в оглавлении слово хлеб и страницу, а на ней уж все написано, читай.

Сначала муки два горшочка берем,

И сеем ее через сито на стол.

За тем два горшочка воды потеплей

И ложку дрожжей растворяем мы в ней

Добавим туда соль и сахар по ложке

Смешаем, дадим постоять им немножко.

Потом половину добавим муки

Замесим опару и ты отдохни.

Когда часа два или три так пройдет

Тогда и опара твоя подойдет.

Затем из оставленной нами муки

Замесим мы тесто на хлеб, пироги

СТРАННИК: Все поняла?

ЦАРЕВНА (в сторону) : Кто бы мне еще объяснил, что такое мука. (страннику) Почти все, ты ложись, полежи, а я попробую испечь хлеб.

СТРАННИК: Ну, хорошо, прилягу ненадолго на лавке (ложится и все время наблюдает за царевной)

ЦАРЕВНА : А может в книге есть и про муку, так еще на букву «М». Мука это белое или серое сыпучее вещество, которое получают, перемалывая пшеницу или рожь. Ох, да я же видела такое вещество за печкой в мешке, а я думала, что это мел. Вот она мука, вот здорово, какую полезную книгу мне странник подарил. Это мне все Бог помог, ведь я ему помолилась, перед тем как странник пришел, помолюсь-ка я еще, перед тем как печь хлеб. (Молится, потом начинает печь хлеб) Ох, как это трудно месить тесто, особенно когда тебя этому ни кто не учил.

СТРАННИК: Ну, вот и отдохнул я малость, теперь помогу тебе справиться с тестом, нужно месить его до тех пор, пока оно не станет отлипать от рук. Теперь тесто готово, накрой его чистой тряпочкой, пусть постоит.

ЦАРЕВНА: Да уж больно долго получается хлеб-то печь, я уж с голоду помираю.

СТРАННИК: А ты, что бы не скучать, прибери-ка пока в избе, вот время-то и быстро пролетит.

Если веник в руки взять,

Можно пол им подметать,

Все сметаешь в уголочек,

а потом берешь совочек.

Тряпку в руки ты возьмешь

Пыль везде ты ей сотрешь.

И потом заметишь вдруг

чисто стало все вокруг

ЦАРЕВНА: И, правда, как стало чисто. Ой, уже и тесто вылезает из кастрюли, что теперь с ним делать?

СТРАННИК: А теперь кладем его в форму и ставим в печь и через каких-то 30-40 минут он будет готов, смотри на часы, что бы он не сгорел.

(царевна ставит перед собой часы и садится около печки, и незаметно засыпает, странник уходит и переодевается в Адриана, заходит в дверь)

АДРИАН: Эй, жена, что же ты спишь средь бела дня, я уже обедать пришел, чем кормить-то будешь?

ЦАРЕВНА: А я тебе хлеб испекла, только он в печке.

АДРИАН: Давай, доставай скорее, а то есть ужасно хочется.

ЦАРЕВНА (в сторону) : А то я то и не знаю, как его из печки доставать.

Адриан берет ухват и достает хлеб.

ЦАРЕВНА (в сторону) : Ах, вот зачем эта рогулька нужна!

АДРИАН: Неужели ты сама такой красивый хлеб испекла, отрезает и пробует, а вкусный-то какой.

Царевна пробует хлеб.

ЦАРЕВНА: Ты знаешь Андрюша, я никогда в жизни такого вкусного хлеба не пробовала. Да ведь я не одна его пекла, мне странник помогал,

АДРИАН: А где же он?

ЦАРЕВНА: Как же так, он ушел и хлеба не дождался.

АДРИАН: Ну, наверное ему нужно было срочно куда–то идти, наверное в церковь на службу боялся опоздать, может на обратном пути зайдет, тогда его и поблагодаришь.

ЦАРЕВНА: Он мне еще и книжку волшебную подарил, теперь я все для тебя готовить смогу.

АДРИАН: Пока пост идет, и готовить-то ничего особенного не надо, разве только картошку в печке испечь, а соленые огурцы и капуста есть в погребе, я с осени заготовил, а на пасху придется тебе куличи печь, что бы и батюшку царя угостить и самим разговеться.

СЦЕНА 16

Царевна ест хлеб, запивает квасом и читает поваренную книгу.

ЦАРЕВНА: Осетрина заливная с хреном, язык под белым соусом с изюмом, цыпленок запеченный в тесте, да давно я уж ничего этого не едала.

Стук в дверь.

ЦАРЕВНА : Входите!

Входит нянька, бросается к царевне и обнимает ее.

НЯНЬКА: Дитятко мое, солнышко мое!

ЦАРЕВНА: Здравствуй, нянечка.

НЯНЬКА: Ну как, милая, не скучно тебе здесь, не тоскливо?

ЦАРЕВНА : Да скучать-то здесь и некогда, а то с голоду умрешь.

НЯНЬКА: Бедная моя, ты так побледнела, исхудала. А это что у вас на столе?

ЦАРЕВНА: Угощайся, нянечка. Вот квас, вот хлеб, вот картошка печеная.

НЯНЬКА: Изверги! Они тебе совсем уморить хотят! Возьми вот гостинцы тебе из дворца, а я побегу. (ставит на стол корзинку) Боюсь, как бы не заметил царь моего отсутствия.

Уходит.

СЦЕНА 17

ЦАРЕВНА: Пост... А есть-то как хочется, вкусненького чего-нибудь! Вот во дворце бывало (закрывает глаза и представляет на ладошках как на тарелках) стерляжья уха, лебяжьи потроха, слойка немецкая, халва турецкая… Интересно, а что мне нянюшка принесла? (открывает корзинку) О, это мои любимые бутерброды – с маслом с сыром, с ветчиной! Что ж, съем потихонечку – Андрюша и не узнает.

Садится за стол, берет бутерброд и широко открывает рот. Стук в дверь. Царевна вскакивает и прячет бутерброды.

ЦАРЕВНА: (громко) Входите!

Входит странник.

СТРАННИК: Здравствуй доченька, узнаешь меня.

ЦАРЕВНА : Как же мне вас не узнать, ведь вы мне прошлый раз так помогли, только вот хлеба так и не отведали. Андрюша, мой муж решил, что вы, наверное, на службу торопились…

СТРАННИК: Прав был твой муж, на службе постоишь и есть не хочется, Бог силы дает.

ЦАРЕВНА : Садись дедушка, поешь вот картошечки с огурчиком и запей кваском. Я и квас теперь научилась делать, все по твоей книге.

СТРАННИК: Спасибо милая, а это у тебя что такое, глазами я слаб стал, но пахнет чем то вкусным.

ЦАРЕВНА (смущаясь) : Да это мне моя знакомая принесла будерброды всякие, с ветчинной, с сыром.

СТРАННИК: Во грех, значит, хотела тебя ввести, ну Бог ей судья, а мы с тобой отдадим все это птичкам. Сейчас им голодно и холодно, их и подкормить можно

ЦАРЕВНА : Как ты хорошо это дедушка придумал, сейчас и сделаем это, вот только ты поешь.

СТРАННИК: Пост уже подходит к концу, незаметно уж 40 дней пролетели и завтра уж вербное воскресенье.

ЦАРЕВНА: Вот придет с работы мой муж, мы с ним пойдем за вербой в лес, а завтра утром в храм. Хочешь, оставайся у нас, вместе с нами пойдешь.

СТРАННИК: Нет, спасибо, у меня еще дел много к знакомым надо зайти, а я уж к тебе перед пасхой приду, куличи помогу печь, до свидания.

ЦАРЕВНА: Ну вот, и не пришлось мне попробовать лакомств, ну и хорошо. Радость на сердце у меня какая-то появилась. Откуда? От того ли, что бедным помогла, от того ли, что Господь от греха избавил. И не скучно мне нисколечко. А когда Андрюше моя стряпня нравится – так особенно приятно. Может, и не стоит жалеть, что из дворца ушла?

СЦЕНА 18

У Царевны в гостях сидит странник

СТРАННИК: Ну, что доченька, незаметно пост то прошел.

ЦАРЕВНА: Незаметно, дедушка, вот уже и Пасха завтра, а сначала думала, что и не дождусь никогда, вот теперь и куличи надо печь, и яйца красить, ты мне прошлый раз обещал помочь?

СТРАННИК : Конечно помогу, раз обещал, да ты уж и сама многому научилась, бери-ка свою книгу и за дело. Я тебе вот из города всяких принадлежностей для кулича принес, добрые люди дали, тут и яйца, и изюм, и миндальные орехи, и масло, и все остальное.

ЦАРЕВНА: Спасибо тебе дедушка сейчас прочитаю.

Чтоб был кулич наш попышней и посдобней, и повкусней

Десяток мы яиц возьмем и вместе с сахаром взобьем.

Миндаль, цукаты, ванилин и маслица стакан один

В опару все это кладем и все по формам разольем

Как подойдет, поставим в печь и будем минут сорок печь,

Когда кулич остынет наш, его украсим в тот же час

Помадкой, мармеладом, посыпкой, шоколадом

А после в церкви освятить его, конечно, надо.

СТРАННИК: Ну вот и хорошо. Что такое опара ты уже знаешь, а дальше все по порядку (начинают печь) .

СЦЕНА 19

Адриан входит к царю и кланяется в пояс и дает яичко.

АДРИАН: Христос Воскресе, царь батюшка!

ЦАРЬ : Воистину Воскресе, Адриан. А где же Апполинария?

НЯНЬКА: Да можешь не отвечать, знаю я: она небось от усталости и голода встать не может и лежит (плачущим голосом) бедняжка в избе, и праздник ей не в праздник.

АДРИАН: А вот и не так. Она сейчас у дворцовых ворот с бедняками христосуется, всем гостинцы раздает, расспрашивает, у кого какая нужда есть.

ЦАРЬ: Ты расскажи, как она, так до сих пор и капризничает?

АДРИАН: Да что ты! Как безделье ее прекратилось, так и капризы как рукой сняло – сил просто не оставалось. Она ведь на деле–то девушка и добрая и трудолюбивая оказалась. Это ее нерадивые воспитатели во дворце испортили, не будем показывать на них пальцем.

НЯНЬКА: Так я ведь ее жалела, голубушку, уберечь от всех бед старалась.

ЦАРЬ : Значит, сработал наш план, царевич?

АДРИАН: Сработал. Вы свою дочь дочь просто не узнаете, а все потому, что она у Бога помощи во всем просила, вот и легко ей было со всем справиться.

СЦЕНА 20

Входит царевна

ЦАРЕВНА: Христос Воскресе, батюшка, Христос Воскресе, нянюшка.

ВСЕ: Воистину Воскресе.

ЦАРЬ : Доченька, какая ты стала красивая, да румяная, да улыбка у тебя какая,

ЦАРЕВНА: Вот тебе батюшка куличи да яйца, мы с Андрюшей сами в Церкви освятили.

ЦАРЬ : Неужели ты сама это испекла?

ЦАРЕВНА : Конечно сама, правда, мне один знакомый странник всему научиться помог.

ЦАРЬ : Какой такой странник?

ЦАРЕВНА : Я тебе потом царь батюшка объясню, а сейчас ты лучше попробуй-ка кулича.

ЦАРЬ (пробует) : Да, таких вкусных куличей я за всю жизнь не едал. Ну что, Андрюша, откроем принцессе тайну?

АДРИАН : Тайна не одна, а целых две, во–первых, я не Андрюха, а Царевич Адриан, и мы с тобой с детства знакомы, а во – вторых странником-то тоже был я, это меня Бог вразумил помочь тебе таким образом.

ЦАРЕВНА: Так это вы с папой такую комедию ради меня устроили?

ЦАРЬ: Дочка, ты только не обижайся, мы ведь хотели, как лучше.

ЦАРЕВНА: Папочка, да ты не представляешь, какой счастливой я себя чувствую. Я теперь знаю целых три верных средства против уныния и тоски.

НЯНЬКА: Какие же?

ЦАРЕВНА : Пост, молитва и работа. Мне, знаете, странник, то есть Адриан сказал: нужно молиться так, как будто все в твоей жизни зависит только от Бога, а работать так, как будто все зависит только от тебя. И тогда всегда на сердце будет настоящая Пасха.

АДРИАН: Мудрые слова, только это не я их придумал, я мой наставник из монастыря.

Финальная песня

Лучшие статьи по теме