Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Управление
  • Комплекс правовых организационных экономических. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах

Комплекс правовых организационных экономических. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах

Лекция 1.

Тема 1 :ПРЕЛПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В1: Совершенствование организации производственной деятельности предприятия

Организационная деятельность предприятия охватывает комп­лекс задач организационного, технического и экономического характера, предусматривает выбор и обоснование производствен­ной структуры предприятия, организационных форм и экономи­ческих методов ведения производства, В процессе организационной деятельности устанавливаются необходимые производствен­ные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие на экономической основе всех элементов производственного про­цесса и внутренних подразделений. Производственная деятель­ность работников организуется на основе разделения труда, обя­занностей в рамках определенной иерархической структуры. Ра­циональная организация производственной деятельности предпри­ятия обеспечивает координацию и оптимизацию во времени и в пространстве всех ресурсов производства, влияние организацион­ных факторов для достижения целей предприятия - удовлетво­рения запросов потребителей, обеспечения превосходства и кон­курентоспособности предприятия и в конечном итоге экономи­ческого роста.

Совершенствование организации производственной деятельно­сти предприятий - одно из важнейших направлений реформиро­вания предприятий.

При организации производственных процессов люди, орудия и предметы труда объединяются для обеспечения рационального сочетания во времени и в пространстве основных, вспомогатель­ных и обслуживающих процессов. Основой являются принципы рациональной организации производственного процесса. Части производственного процесса сочетаются н пространстве и виде производственной структуры, которая нуждается в изменениях. Она должна быть динамичной в зависимости от изменяющихся условий производственной деятельности. Главные факторы раз­вития производственных структур - оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия; обеспе­чение рационального соотношения между основными, вспомога­тельными и обслуживающими подразделениями; повышение тех­нического уровня производства.

Для обеспечения рационального взаимодействия всех эле­ментов производственного процесса и упорядочения выполня­емых работ во времени и в пространстве необходимо формирова­ние производственного цикла изделия. Сокращение длительнос­ти производственного цикла достигается путем уменьшения вре­мени рабочего периода и перерывов в производственном процес­се, что, в свою очередь, обусловлено совершенствованием тех­ники и технологии, повышением уровня организации производ­ства.

В условиях перехода к рыночным отношениям, требующим гибкого реагирования на изменения спроса потребителей на тот или иной вид продукции, возрастает роль оперативного управле­ния производством, основные недостатки которого обусловлены несоответствием пропускной способности оборудования по участ­кам и цехам, появлением "узких мест", внеплановыми простоями оборудования; недостатками в орга­низации производства, труда, планирования; перебоями в мате­риально-техническом снабжении; низким уровнем трудовой и про­изводственной дисциплины.

2 этап

Решение проблем оперативного управления производством (ОУП) связано с выполнением всего комплекса работ по каждо­му из элементов ОУП. По оперативно-календарному планированию производства - это дифференциация и доведение контрольных заданий до непосредственных исполнителей; согласование рабо­ты цехов, участков предприятия и обоснование их потребности в ресурсах (материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструменте); формирование согласованных планов деятельности участков, бригад, индивидуальных рабочих по выпуску заготовок, деталей изделий. По оперативному учету (контролю) состояния производства - это обеспечение достоверной, своевременной

информации; учет движения деталей, сборочных единиц по тех­нологическому маршруту (по цехам, участкам, рабочим местам), движения материалов и комплектующих изделий на складах пред­приятия; организация складирования и учет готовых деталей и сборочных единиц; учет реализации продукции и выполнения пла­на поставок по договорам. Анализ хода производства предусмат­ривает определение отклонения выполнения заданий по количе­ству и срокам выпуска заготовок, деталей, изделий; выявление дефицита материалов, комплектующих, причин и виновников простоев производства. Оперативное регулиро­вание и координация производства предполагает принятие мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и простоев в ходе производства; координацию текущей работы взаимосвязан­ных звеньев производства; руководство подготовкой необходимых ресурсов для выполнения календарных графиков производства и сменно-суточных заданий.

Высокоэффективные предприятия - это предприятия, способ­ные к нововведениям, к развитию. Разработка и освоение про­изводства новой продукции предполагают осуществление совокуп­ности процессов научного, технического и организационно-эко­номического характера. При этом ставятся основные цели - со­здание новых изделий заданного технического уровня и качества; сокращение затрат и продолжительности цикла создания, произ­водства и освоения новых изделий. Основная проблема, требую­щая решения, - чрезвычайно высокая длительность цикла под­готовки производства и освоения выпуска новых видов продук­ции. Основные меры по сокращению времени подготовки произ­водства - уменьшение времени рабочего периода за счет прове­дения мероприятий по снижению трудовых затрат; сокращение времени перерывов в процессе подготовки производства, внедре­ние параллельно-совмещенного метода организации работ. Уско­рению освоения новых изделий способствует участие разработчи­ков, производителей и потребителей в работах по проектирова­нию и производству новых изделий, готовность производства к освоению, способность его быстро перестраиваться на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств, координация работ по подготовке производства.

Развитие инновационной деятельности осуществляется по сле­дующим направлениям:

Организация экспертиз, внедрение и тиражирование изоб­ретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных зна­ков, создание опытных образцов, проведение опытных испыта­ний, создание новых образцов техники, технологии и научно-тех­нической документации, подготовка производства;

Проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

Патентно-лицензионная деятельность.

Рациональная организация инновационной деятельности пред­полагает выбор оптимальной организационной формы: научные учреждения, конструкторская организация, бюро рационализации и изобретательства, проблемные комиссии, временные коллек­тивы, научные союзы и фонды, в том числе инвестиционные ассоциации, консорциумы; малые инновационные предприятия; технопарковые структуры; программно-целевая и технопарковая организация инновационной деятельности на малых предприятиях.

Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная произ­водственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечива­ются не только рациональной организацией технологических про­цессов, но и высоким уровнем технического обслуживания ос­новного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.

Инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нор­мального функционирования (без перерывов и остановок) основ­ного производства и всех сфер деятельности предприятии.

Для большинства предприятий подразделениями вспомогатель­ных производств и всей системы технического обслуживания яв­ляются ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспорт­ное, складское и тарное хозяйства.

Система технического обслуживания предприятия должна со­ответствовать следующим требованиям: обеспечивать условия вы­пуска конкурентоспособной продукции при минимальных затра­тах; осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания; носить профилактичес­кий характер; обеспечивать гибкость, преемственность и мини­мальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.

Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного произ­водства.

Недооценка роли технического обслуживания, недостатки в его организации привели к возникновению ряда проблем. Велики нерациональные затраты предприятий, связанные с осуществле­нием всего комплекса работ но техническому обслуживанию са­мим предприятием. Значительны затраты ручного труда и стои­мость продукции подразделений производственной инфраструкту­ры. Продукция и услуги низкого качества. Наблюдается разрыв в техническом и организационном уровнях основного и вспомо­гательного производств, высока численность вспомогательных ра­ботников, недостаточен их квалификационный уровень. Суще­ственны недостатки в нормировании, планировании деятельнос­ти подразделений производственной инфраструктуры. Нерацио­нальная организация деятельности вспомогательного производства является одной из причин недостатка запасных частей в произ­водстве, выполнения вспомогательными цехами работ основного производства.

Улучшение деятельности подразделений производственной ин­фраструктуры связано с выполнением части работ сторонними организациями; централизацией и концентрацией однородных процессов обслуживания и их специализацией, что создает усло­вия для использования прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводитель­ной технологии. Необходимы механизация и автоматизация тех­нологических процессов, рационализация управления, улучшение нормативной базы, обоснованное планирование численности ра­ботников, разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда, исполь­зование стимулирующих систем оплаты труда, создание комплекс­ной технологии, централизованное производство запасных частей.

Рациональная организация работы вспомогательных произ­водств - важнейшее условие стабилизации основного производства, наращивания объема выпуска продукции. Для устранения вышеназванных недостатков необходимо изучение и внедрение основных теоретических положений и практического опыта рацио­нальной организации производственной деятельности предприя­тия.

Вопрос 2: Организационно-правовые формы предприятий

В экономике страны разнообразие предприятий велико. Отли­чаются они друг от друга, во-первых, размерами. В качестве по­казателей размера предприятия обычно используются количест­во работающих на нем людей; количество выпускаемой продук­ции или оказываемых услуг; размер капитала. Во-вторых, пред­приятия отличаются разнообразием видов продукции, которые они производят, или услуг, которые они оказывают. В-третьих, предприятия отличаются способами владения собственностью.

Однако наиболее важным признаком классификации хозяй­ствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм предприятий.

Проводимая в стране экономическая реформа невозможна без соответствующих организационно-правовых структур, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс и спе­циальные законы.

В гражданском кодексе введены такие понятия, как «коммерческая органи­зация» и «некоммерческая организация». Коммерческая органи­зация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация данной цели не преследует и если получает прибыль, то последняя не распре­деляется между участниками предприятия.

Предпринимательской деятельностью, согласно российскому законодательству (в частности, Гражданскому кодексу РФ), при­знается деятельность, отвечающая таким признакам, как:

самостоятельность осуществления деятельности предпринима­телем на свой риск;

направленность деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг;

обязательная регистрация лица, осуществляющего деятельность в качестве предпринимателя, в установленном законодательством порядке.

Предпринимательская деятельность, по российскому законо­дательству, может осуществляться:

с образованием юридического лица - коммерческой органи­зации;

без образования юридического лица - индивидуальное пред­принимательство.

Формы предпринимательства разнообразны и характерны как для юридических, так и для физических лиц. Различают инди­видуальные, коллективные и корпоративные формы предприни­мательства.

Если гражданин зарегистрирован как предприниматель без об­разования юридическою лица, то он считается индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации в данном качестве. При этом если предпринимательская деятель­ность осуществляется без привлечения наемною труда, то это счи­тается индивидуальной трудовой деятельностью.

Если гражданин нанимает кого-либо для занятия избранным им видом деятельности, то это рассматривается как образование предприятия.

Индивидуальное предпринимательство связано с единоличным владением имуществом с целью получения личного дохода или прибыли.

Предприниматели-индивидуалы, выступая на рынке наравне с юридическими лицами, имеют право заниматься производ­ством, оказанием услуг, осуществлять торговую, торгово-закупоч­ную, инновационную, консультационную и иную хозяйственную деятельность, не запрещенную законодательством.

Предприниматель может иметь счет в банке, свой товарный знак, пользоваться банковским кредитом. Для достижения основ­ной цели всякого предпринимательства - получения прибыли предприниматель-индивидуал вправе заключать гражданско-пра­вовые договоры на совершение различных сделок и привлекать ра­ботников по трудовым договорам. Эта форма предприниматель­ской деятельности связана с самым простым финансовым и на­логовым учетом.

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет и от своего имени, лично занимается уп­равлением бизнеса и несет личную ответственность, самостоятель­но принимает решения и несет риск потерь в случае банкротства. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удов­летворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан не­состоятельным (банкротом) по решению суда.

Преимущества индивидуального предпринимательства следую­щие:

Минимальная регламентированность со стороны государства;

Упрощенный порядок регистрации, ведения налогового и бухгалтерского учета и отчетности;

Клиенты лично известны предпринимателю и, следователь­но, он может быстро реагировать на изменения их потребностей и вкусов;

Гибкость и оперативность в принятии решений;

Наличие стимула для напряженной работы (работает на себя). К недостаткам индивидуального предпринимательства относят:

Полную имущественную (субсидиарную) ответственность предпринимателя;

Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала (ли­митирован личными средствами и возможностями займов);

Слабая конкурентоспособность, сильная зависимость от внешней среды.

Основными субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица. Юридическое лицо - организация, характеризующаяся следующими признаками:

Имеет обособленное имущество (в собственности, в хозяй­ственном ведении, в оперативном управлении);

Отвечает имуществом по своим обязательствам;

Может от своего имени приобретать имущественные и лич­ные неимущественные права;

Может нести обязанности;

Может быть истцом и ответчиком в суде;

Имеет самостоятельный баланс или смету.

Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (таких как обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в сово­купности вышеназванными характеристиками.

Переход от государственной к рыночной организации эконо­мики означает, что основным отличительным признаком юриди­ческого лица вместо организационного единства (определенным образом организованного коллектива) становится обособленное "персонифицированное" имущество.

Хозяйствует, конечно, не имущество, а люди, но именно на­личие имущества позволяет, во-первых, уменьшить предприни­мательский риск коммерсантов, создавших предприятие, поскольку не они, а юридическое лицо отвечает по долгам предприятия; во-вторых, гарантирует удовлетворение возможных требований кредиторов.

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности или на ограниченном вещном праве - хозяйствен­ного ведения или оперативного управления. Это означает, что предприятие не может теперь функционировать исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды, имуществен­ному найму или на основе заемных средств. Обязательны вклады учредителей юридических лиц в его уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал).

Предприятие, имеющее имущество в собственности, отвечает им по обязательствам.

Юридическое лицо вправе от своего имени заключать догово­ры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, под­ряда и др.).

Филиалы и представительства, наделяемые имуществом юри­дических лиц, создавших их, имеют баланс и субсчет в банке, но не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц.

В зависимости от целей деятельности, юридические лица под­разделяются на коммерческие и некоммерческие. Целью дея­тельности коммерческих предприятий является извлечение прибы­ли, некоммерческих - достижение социальных результатов, осу­ществление благотворительной деятельности, управленческих, культурных, образовательных функций и т.п. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью в рамках достижения уставных целей.

Предпринимательская деятельность осуществляется в опреде­ленной организационной форме. Под организационно-правовой формой подразумевается комплекс юридических, правовых, хо­зяйственных, экономических норм, определяющих характер, ус­ловия, способы формирования отношений между собственника­ми коммерческих организаций, а также между коммерческими организациями и другими, внешними по отношению к ней субъ­ектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Участие российского государства в хозяйствующих субъектах является одним из способов реализации государством в лице Пра­вительства РФ и региональных администраций, а также местны­ми органами власти правомочий собственника имущества в целях пополнения соответствующего бюджета, решения иных - общих для страны, региона, территорий - экономических и социальных задач.

В настоящее время можно говорить о основной фор­м участия в хозяйствующих субъектах: создание унитарного предприятия , имущество которого при­надлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Организационно-правовая форма унитарного предприятия сво­им возникновением и становлением обязана особенности совет­ского хозяйственного оборота. Появление в хозяйственном обо­роте юридических лиц - не собственников было вызвано тем, что государство как фактически монопольный собственник иму­щества и средств производства не могло эффективно хозяйство­вать с ними непосредственно. Поэтому государство создало пред­приятия, сохранив за собой право собственности на их имущество и наделив их особыми вещными правами- право хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управ­ления состоит в содержании и объеме правомочий, которые пред­приятия получают от собственника на закрепленное за ними иму­щество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления, которое связано с возможностью дополнительной (субсидиарной) ответственности соб­ственника-учредителя.

Унитарное предприятие - это государственное или муници­пальное предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарные пред­приятия принадлежат собственнику-учредителю целиком, без де­ления их имущества (или его части) на какие-либо вклады (паи, доли), в том числе между работниками. Имущество неделимо, что прямо подчеркивается термином "унитарное" в переводе с латинского - единство.

Собственник унитарного предприятия (в лице соответствующего органа уполномоченного распорядителя имуществом) в целях эко­номического стимулирования членов трудового коллектива может создавать разного рода "фонды участия в прибылях". В этом слу­чае работники приобретают право собственности на денежные средства или иное имущество, полученное ими из этих фондов в соответствии с правилами их распределения.

Обязательное условие создания унитарного предприятия - на­личие у него уставного фонда. Размер и порядок его образова­ния отражаются в уставе, который является единственным учре­дительным документом.

В отличие от большинства других коммерческих организаций, унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо определены в уставе собственником-учредителем.

По своим обязательствам перед третьими лицами (контраген­тами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Гражданский кодекс защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав на за­крепленное за ним имущество и от посягательств третьих лиц, и от учредителя-собственника.

В процессе осуществления государственной экономической политики в силу различных причин возможен переход унитарно­го предприятия от одного публичного собственника к другому, т.е. смена собственника.

Небольшое количество государственных предприятий, находя­щихся в федеральной собственности и работающих под жестким контролем государства, имеют статус казенных предприятий. Не­обходимость создания подобного рода коммерческих юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных, от имени государства в целом. К числу таких предприятий относятся государственные производственные объ­единения, предприятия связи, некоторые оборонные предприятия и т.д.

В имущественном отношении положение казенного предпри­ятия отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения. Но имеются существенные различия: учреж­дение финансируется собственником по смете, а казенное пред­приятие имеет самостоятельный баланс и само получает доходы от результатов своей деятельности.

Источниками формирования имущества и финансовых средств казенных предприятий являются:

Имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности;

Денежные и иные средства, полученные от реализации про­дукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государ­ственным заказом;

Средства, выделенные из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;

Часть доходов, получаемых в результате ведения самостоя­тельной хозяйственной деятельности (в уставе конкретного заво­да указывается, какая именно часть доходов).

Темы докладов:

    Производственный кооператив

    Хозяйственные товарищества

    Хозяйственные общества

    Финансово-промышленные группы, холдинговые компании, некоммерческие организации


Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во

Их использование...21 3. Организация производства молока 3.1. Место отрасли в экономике хозяйства………………………………….....23 3.2 Анализ валового... многом зависит от организации производства и управления. Кризисное состояние нашей экономики сопровождается снижением...

Современный малый бизнес функционирует в рамках законодательных норм, устанавливающих целый ряд ограничений на режим работы и отдыха наемных сотрудников, социальных гарантий и безопасности труда. Индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий должны соблюдать нормы Гражданского кодекса, экологического, природоохранного и эпидемиологического законодательства, договорного и финансового права. В поле их внимания должны постоянно присутствовать особенности налогового права и закона о защите прав потребителей.

Экономико-правовое регламентирование деятельности малого предприятия имеет не только внешний характер, связанный с необходимостью использования законов, издаваемых государством. Большое значение имеет внутреннее упорядочивание бизнес-процессов и взаимоотношений между сотрудниками предприятия, основанное на внутрифирменных правовых актах и документах – приказах и распоряжениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях об оплате труда и премировании сотрудников, должностных инструкциях, рекомендациях по работе с клиентами, кодексами деловой этики, принятых на малых предприятиях. Внешняя и внутренняя (частная) законодательная среда, в которой действует малый бизнес, образует правовое поле, обладающее как общими, так и особенными характеристиками (см. рис.1).

Из рис.1 видно, что правовое поле, в котором функционирует малое предприятие, складывается из внешней законодательной среды, которая является универсальной для малого бизнеса, и внутренней среды (частного права), которая всегда индивидуальна для любой компании.

Как внешняя, так и внутренняя правовая среда малого предприятия не остаются статичными и неизменными во времени. Законодательная и исполнительная власть постоянно видоизменяет и совершенствует действующие правовые акты, создает новые и отменяет старые. Практически ежегодно меняются правила игры для малого бизнеса в плане изменения налоговых ставок и местных коэффициентов, правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, взаимодействия с пенсионным фондом, фондами социального и обязательного медицинского страхования. Вместе с правовой средой меняются и технологии взаимодействия с государственными органами, которые все более смещаются в интернет.

В соответствии с изменением законодательной базы и конъюнктурой рынка меняется и правовое поле малого предприятия. На усиление конкуренции со стороны аналогичных предприятий владельцы малого бизнеса вводят новые системы оплаты труда и премирования сотрудников, ужесточают дисциплинарную практику (регламентируя прием сотрудниками алкоголя не только в рабочее, но и внерабочее время; строже подходят к разглашению служебной информации, хищениям интеллектуальной собственности). Изменяются также подходы во взаимодействиях с партнерами, поставщиками и финансово-кредитными организациями, отношения с которыми переводятся на более совершенную правовую платформу.

В связи с постоянными изменениями внешней правовой среды и экономической ситуации на рынках, владельцам малых предприятий приходится все время держать «руку на пульсе», отслеживая законодательные изменения макросреды и внося надлежащие коррективы во внутреннюю правовую документацию. Сделать это в одиночку, не опираясь на поддержку специалистов из различных отраслей права практически невозможно. Поэтому для собственников малых предприятий остается выбор – либо нанимать в штат юриста, либо обращаться за квалифицированными правовыми консультациями в специализированную фирму на разовой основе или на условиях абонентского обслуживания.

Но может быть, можно обойтись без услуг юристов, сэкономив на оплате их труда? В принципе, это возможно, но лишь до тех пор, пока не начинают прорываться наружу изъяны, связанные с отсутствием систематической правовой работы. И тогда неразумная экономия оборачивается многократными убытками от судебных исков, неустоек и различного рода санкций. Урегулировать ситуацию удается лишь с помощью больших затрат на приглашенных юристов и на судебные издержки. Другими словами, выясняется, что скупой платит дважды. Поясним сказанное следующим образом.

Действуя в условиях рыночной неопределенности, субъекты малого предпринимательства принимают на себя различные риски – их могут подвести партнеры по бизнесу, не выполнить свои обязательства поставщики, предъявить необоснованные претензии налоговые и таможенные органы. Никогда нельзя исключать случаев недобросовестной конкуренции, вымогательства, рейдерства и тому подобных обстоятельств.

Стремясь обезопасить себя и ограничить возможные риски, владельцы малых предприятий обращаются за услугами к профессиональным юристам, которые на возмездной основе своими действиями реализуют:

а) охранно-правовую функцию – то есть, используя свой опыт и профессиональные знания, защищают интересы клиента от возможных претензий и посягательств третьих лиц с помощью закона и необходимых правовых процедур. Оплачивая услуги юристов, собственники малых предприятий обеспечивают своему бизнесу интеллектуальную охрану в рамках национального и международного права.

б) функцию внутренней регламентации управленческих и организационных вопросов внутри предприятия . Известно, что повседневная деятельность любого юридического лица связана с изданием множества приказов и распоряжений, с упорядочиванием должностных прерогатив и полномочий тех или иных подразделений или лиц, с вопросами найма и увольнения, выплат зарплат и бонусов. Эти и другие вопросы решаются не произвольно, а с соблюдением трудового, финансового, природоохранного и иного права, ограждающего всех участников совместной деятельности от злоупотреблений. Квалифицированная помощь юриста в этих вопросах совершенно необходима.

в) экономическую функцию . Осуществляя хозяйственную деятельность, индивидуальные предприниматели и юридические лица постоянно сталкиваются с проблемами правильной уплаты налогов, заключения адекватных договоров с поставщиками и торговыми организациями, с судебными тяжбами с другими участниками рынка, а также с контролирующими и надзорными инстанциями.

Надо ли говорить, что суммы предъявляемых исков к контрагентам сделок бывают подчас весьма значительными. Крупными могут быть потери, связанные с неправильной выплатой налогов, – предприятие-плательщик может иметь законные преференции, вычеты и налоговые каникулы, но в силу плохого знания налогового и финансового права ежемесячно терять денежные средства. Хороший специалист в области налогов, финансового и кредитного законодательства, а также иных отраслей права (например, законодательства об инвалидах, работающих на предприятии) избавит юридическое лицо от выплат там, где это не нужно. Указанная выше триада правовых услуг представляет собой основу юридического сопровождения малого бизнеса.

Жизнеспособность современной организации обеспечивается обменными процессами с со средой, которые ускладняються с развитием технико-технологических средств производства, усилением в них роли человека, требуют изменения концепции менеджмента, ориентации его на комплексное управление экономическими и социальными процессами.

Система управления организацией формирует основу любой социально-экономической системы. Она состоит из следующих компонентов (подсистем):

Управляющей подсистемы, которая содержит статическую (субъекты управления) и динамическую (процессы управления - планирование, организация, анализ, контроль, учет и т.д., которые обеспечивают реализацию общих и конкретных функций управления) функциональные подсистемы;

Подсистем обеспечения (нормативно-правовое, организационное, учетно-аналитическое, финансовое, кадровое, информационное и т.д.), должны создавать благоприятные условия для функционирования основных подсистем управления организацией;

Механизма управления (совокупность организационных, экономических, социально-психологических и других методов управления), который определяет, в частности, цели, принципы, способы управления объектами и процессами.

Механизм - (от греческого mechodos - машина) последовательность состояний, процессов, определяющих собой определенное явление, действие.

В научной литературе термин "механизм управления" является широко применяемым, но существует много различных точек зрения относительно его формулировки. В общем в экономической и управленческой науке "механизм" означает "внутреннее строение, систему чего-либо".

Механизм содержит определенную последовательность экономических явлений: его составляющими элементами одновременно выступают входящие и исходящие явления, а также весь процесс, который происходит в интервалах между ними. Механизм является естественной системой, определяет необходимый взаимосвязь, которая возникает между различными экономическими явлениями .

Различают также два основных подхода к определению понятия "механизм":

Структурно-организационный;

Структурно-функциональный.

Структурно-организационный подход определяет механизм как совокупность определенных составных элементов, создающих организационную основу определенных явлений и процессов.

Структурно-функциональный подход акцентирует внимание не только на организационной основе его построения, но и на его динамике, реальном функционировании.

Статику механизма управления определяют субъекты и объекты управления, составляют организационно-структурную основу механизма, а динамику - комплекс связей и взаимодействие между ними.

Механизм управления рассматривают как составную часть системы управления, обеспечивает действенное влияние на факторы, состояние которых обусловливает результат деятельности объекта управления.

Комплексный механизм управления должен быть построен как относительно самостоятельная система, то есть необходимо определить его структуру, установить взаимосвязь между элементами, проанализировать их функции и способность действовать целенаправленно со своими особенностями. Это позволяет рассматривать его как результативный способ познания реальной действительности и научно обоснованного влияния на процессы, которые происходят в организации, отвечающей требованиям системного подхода.

Кроме того, механизм управления как сложная управленческая категория включает :

Цели управления (ЦУ)

Количественный аналог целей (КУ) - критерии управления;

Факторы управления (ЧУ) - элементы управления и их связи на которые осуществляется воздействие для достижения поставленных целей;

Методы взаимодействия на указанные факторы управления (МВ)

Ресурсы управления (РУ) - материальные и финансовые ресурсы, социальный потенциал, с помощью которых и при использовании соответствующего метода управления обеспечивается достижения указанной цели.

Соответственно, для конкретного объекта механизм управления можно отобразить функционалом:

Синхронизация основных функций отдельных механизмов управления в составе комплексного механизма способствует созданию таких условий функционирования, которые бы обеспечили максимальную эффективность и результативность менеджмента.

- это взаимосвязанная система элементов организационно-экономического, мотивационного и правового воздействия на процесс управления организацией.

является сложным и системным образованием, органично сочетает в себе такие составляющие элементы (механизмы) (рис. 3.1):

Рис. 3.1 -

- Экономический (методы планирования и прогнозирования, методы и инструменты управления материально-технической, финансовой, инвестиционной и инновационной подсистемой)

- Мотивационный (совокупность командно-административных и социально-экономических стимулов, побуждающих персонал к высокоэффективной работы);

- Организационный (объекты, субъекты управления, их цели, задачи, функции, методы управления, организационные структуры и результативность их функционирования);

- Правовой (нормативно-правовое обеспечение управления: Хозяйственный кодекс, Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, законы и постановления Верховной Рады Украины, постановления и распоряжения Кабинета министров Украины, методические рекомендации и инструкции).

Рассмотрим более подробно элементы и инструменты приведенных механизмов.

Экономический механизм определяет возможные способы поддержания надлежащего состояния объектов управления, обоснованные пути развития системы и методы привлечения ресурсов для этого.

Экономический механизм имеет целью сбалансировать общую эффективность управления функционированием организации и формирует систему аналитических соотношений, на базе которых устанавливается система результативных взаимосвязанных индикаторов.

Экономические методы управления - это способы достижения экономических целей управления на основе реализации требований экономических законов (финансирование, ценообразование, хозяйственный расчет, коммерческий расчет и т.п.). Традиционно экономические инструменты рассматриваются как управленческий контроль за принятием решений в текущей деятельности организации с целью роста прибыльности, рентабельности и укрепления финансового состояния организации.

Мотивационный механизм должен выступать комплексом методов, способов и форм заинтересованности в достижении лучших социально-экономических результатов управления элементами системы. Заинтересованность способствует возникновению стимулов для достижения субъектами управления определенных целей, чем обусловливается инициирования определенной активности субъектов управления в динамических условиях внешней и внутренней среды.

Среди многообразия экономических методов мотивации можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование - это метод управления, который опирается на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятия и каждого работника в зависимости от личного вклада.

Экономическое стимулирование опирается на следующие основные принципы:

Взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

Дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

Сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

Сочетание экономического стимулирования экономические санкции, предусматривающие материальную ответственность работников.

Организационный механизм управления предприятием - это совокупность различных по своей природе конкретных организационных действий, призванных организовать эффективную деятельность организации как открытой производственно-хозяйственной и социальной системы, действующей в условиях нестабильности внешней среды.

В основе организационного механизма лежат такие процессы, как формирование органов управления организацией, распределение компетенции между ними, формирование системы внутреннего и внешнего документооборота, формирования и закрепления регламентов взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами.

Основным назначением организационного механизма в составе комплексного механизма управления является формирование и усиление организационного потенциала компании как составляющей ресурсов управления, обеспечивающих влияние на факторы производства.

Формирование организационного потенциала достигается путем:

Проектирование структуры организации и ее формирования как целенаправленной производственно-хозяйственной социотехнической системы;

Организации деятельности компании в соответствии с установленными целями деятельности;

Организации информационного обеспечения управления деятельностью компании;

Реструктуризации компании и реорганизации ее деятельности в соответствии с изменениями потребностей общества, целей организации и состояния внешней среды;

Развития мотивации рационализации организационных структур и систем управления.

Правовой механизм должен обеспечивать регулирование правоотношений между субъектами управления. На практике одни правовые нормы усиливают влияние одного из указанных механизмов, а другие правовые нормы при этом теряют потенциальную силу воздействия. Основной задачей правового механизма является устранение количества противоречий из правоотношений участников процесса управления и предоставления им оптимального содержания.

Основной формой реализации и применения административно-правовых методов управления распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий участников для выполнения поставленных перед ними задач. Эти методы отличаются от других методов управления четкой адресностью директив, обязательностью выполнения распоряжений и указаний; их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Приведенные механизмы в совокупности способны обеспечить сбалансированное и эффективное функционирование организации. Каждый отдельный из указанных механизмов должен способствовать конечной цели в процессе управления организацией.

Любое управленческое решение связано с экономическими, организационными, социальными, правовыми и технологическими интересами организации, которые учитываются в комплексе при принятии управленческих решений.

Экономическая сущность УР чаще всего является доминирующей, т.к. для любого предприятия или организации получение прибыли является основной целью. Учитывая то, что любое управленческое решение имеет себестоимость, экономия финансовых средств и любых других материальных ресурсов на разработку УР приветствуются, а излишние непредполагаемые траты отвергаются. Эффективные и качественные решения должны принести предприятию доход, ошибочные приводят к убыткам.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для разработки и реализации УР предприятиедолжно иметь соответствующие возможности, такие как:

· необходимый профессиональный квалифицированный персонал;

· инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственности работников;

· требуемые ресурсы, в том числе и информационные;

· техников и технологии соответствующие требованиям сегодняшнего дня;

· систему контроля;

· возможности постоянной координации их работы.

Возможности для организации процесса разработки и реализации решения настолько важны, что отсутствие одного из условий может повлечь за собой невозможность его разработки или невозможность оптимальности его реализации.

Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом. Деятельность всех участников процесса должна быть согласована, при этом учтены интересы и потребности, представлены мотивы и стимулы, определены ценностные ориентации, исключены опасения и тревоги. Цель управленческого решения определяет социальную сущность. Выявляются приоритетные установки коллектива, такие как создание удобной рабочей обстановки и комфортных психологических отношений, всестороннее профессиональное, образовательное и культурное развитие личности, демократическое управление в коллективе.

Правовая сущность проявляется в создании правового поля, в котором осуществляется управление. Строгое соблюдение законодательных актов, обязательств, уставных документов компании или предприятия дадут возможность управлять без нарушения и ущерба для производства. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. В случае отмены уже разработанного решения компания может понести большие потери. Для снижения правового риска многие компании проходят правовую экспертизу. Специально для самостоятельной оценки правовых актов созданы современные информационно- правовые программы «Гарант», «Консультант Плюс», которые помогают руководителям в их управленческой деятельности.

Технологическая сущность проявляется в обеспечении необходимыми техническими, информационными и технологическими материалами и ресурсами. Планируя разработку и реализацию УР, руководитель формирует технологическую основу.

Экономический механизм функционирования предприятия представляет собой совокупность организационных и экономических форм и методов воздействия на хозяйственно-финансовую деятельность для достижения поставленных целей, обеспечения устойчивого эффективного развития.

Побудительным мотивом деятельности людей и организаций в условиях рыночной экономики является экономический интерес, который находит выражение в экономической выгоде, принимающей различные формы. Для собственника, предпринимателя выгода состоит в наращивании рыночной стоимости предприятия, получении прибыли, для работника - в своевременной и обоснованной оплате труда, для членов некоммерческих организаций - в удовлетворении потребностей в благах, получение которых является целью создания этих организаций. Экономический механизм функционирования предприятия должен обеспечивать сочетание интересов всех участников хозяйственной деятельности - собственников, руководителей предприятий, работников.

Экономический механизм функционирования предприятия должен быть ориентирован на достижение стратегических целей развития. Основной целью любого предприятия является обеспечение устойчивого развития, усиление конкурентных позиций на рынке. Исходя из этой цели, механизм функционирования предприятия должен способствовать решению следующих задач:

  • формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на свою продукцию (услуги) в рамках выбранного сегмента рынка. Для решения этой задачи необходимы изучение рынка, разработка эффективной товарной и ценовой политики;
  • обеспечение экономичности хозяйственно-финансовой деятельности. Эта задача решается на основе минимизации затрат трудовых, материальных, финансовых ресурсов на организацию производственных процессов, на осуществление коммерческих операций, выполнение функций управления предприятием;
  • максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и обеспечение эффективного ее использования. Эта задача решается на основе наращивания объемов деятельности предприятия через проведение эффективной ценовой и амортизационной политики, налогового планирования, оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли;
  • минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия. Для решения этой задачи необходимо эффективное управление коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками. Минимизация рисков обеспечивает стабильность развития и предсказуемость результатов деятельности;
  • обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача реализуется на основе высокой инвестиционной активности, способности предприятия эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы для обеспечения прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. На возрастание рыночной стоимости предприятия влияют завоеванные позиции на рынке, деловая репутация, квалификация персонала, технологии ведения хозяйственной деятельности и управления.

Сущность экономического механизма функционирования предприятия определяется составляющими его звеньями, структурными элементами. В составе экономического механизма функционирования выделяют следующие основные звенья, представленные на рисунке 6.1.

Рисунок 6.1 - Звенья экономического механизма функционирования

предприятия

Механизм рыночного регулирования деятельности предприятия. Этот механизм отчетливо проявляется на рынке товаров и услуг в разрезе отдельных его сегментов. Спрос и предложение обусловливают формирование цен на товары, определяют для предприятий возможности нахождения новой рыночной ниши или расширения объемов деятельности в рамках действующего сегмента рынка. Под влиянием конъюнктуры рынка формируется система хозяйственных связей с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. Кроме того, деятельность предприятий связана с проявлением рыночного механизма регулирования на финансовом рынке, рынке факторов производства, рынке труда. Так, спрос и предложение на финансовом рынке влияют на формирование ставки процента, определяют доступность кредитных ресурсов, выявляют среднюю норму доходности капитала. Спрос и предложение на рынке труда влияют на формирование заработной платы работников.

Рыночный механизм побуждает предприятия руководствоваться коммерческим расчетом в принятии управленческих решений. Коммерческий расчет - это совокупность принципов обоснования экономической целесообразности отдельных операций и всего предпринимательского дела (создания предприятия, приобретения оборудования, совершения сделки). Основные принципы коммерческого расчета - окупаемость затрат, рентабельность, сохранение своего места на рынке, обеспечение конкурентоспособности предприятия.

Механизм государственного регулирования деятельности предприятия. Задачами государственного регулирования деятельности предприятий являются:

  • обеспечение баланса интересов хозяйствующих субъектов;
  • регламентация прав и обязанностей участников рынка;
  • правовая защита имущественных отношений предприятий;
  • формирование конкурентной среды, разработка антимонопольной политики;
  • стимулирование деловой активности предприятий;
  • эффективный контроль соблюдения предприятиями требований законов, нормативных актов.

Государственное регулирование деятельности предприятий осуществляется разнообразными методами:

  • правовыми - через создание законодательной, нормативной базы, регулирующей деятельность предприятий;
  • финансово-экономическими - посредством использования системы налогов, льгот, дотаций, кредитной политики, таможенной политики, разработки государственных программ стимулирования развития отдельных отраслей и видов деятельности и др.;
  • социальными - на основе защиты прав работников предприятий, обеспечения гарантий в области социально-трудовых отношений, регулирования занятости, оплаты труда, а также на основе системы технического регулирования, стандартизации, сертификации товаров и услуг в целях защиты прав потребителей.

В системе законов основу составляет Конституция РФ, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности. Особое место в законодательстве занимают ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, являющиеся исходной базой для формирования отдельных законов и нормативных актов в области регулирования различных аспектов деятельности предприятий. Следующий уровень - законы РФ, касающиеся вопросов функционирования предприятий различных организационно-правовых форм, регулирования отдельных видов деятельности предприятий, их экономических отношений (например, «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и др.). На основе законов Президентом РФ и Правительством РФ издаются правовые акты в области финансовой, банковской, внешнеэкономической, таможенной, инвестиционной деятельности, в области регулирования налогообложения, ценообразования и др.

Практическая реализация государственного регулирования деятельности предприятий осуществляется через федеральные и территориальные исполнительные органы: Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

Принятие управленческих решений на предприятии происходит в рамках действующих государственных законов и других нормативно-правовых актов с учетом региональных аспектов регулирования отдельных видов деятельности.

Внутренний механизм управления деятельностью предприятия. Этот механизм формируется в рамках самого предприятия и включает следующие основные элементы:

  • выбор организационно-правовой формы предприятия;
  • построение организационной структуры предприятия;
  • построение системы внутреннего регулирования хозяйственно-финансовой деятельности;
  • планирование;
  • ценообразование;
  • управление качеством;
  • экономическое стимулирование труда;
  • инновационную деятельность;
  • инвестиционную деятельность;
  • организацию контроля управленческих решений;
  • использование форм внешней поддержки хозяйственнофинансовой деятельности.

Выбор организационно-правовой формы имеет большое значение при создании предприятия. Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов. Такими факторами являются: намечаемые объемы хозяйственной деятельности и темпы развития предприятия в перспективе, капиталоемкость того или иного вида деятельности на конкретном рынке, возможность получения предприятием налоговых и иных льгот, имеющийся стартовый капитал, предполагаемые способы мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, отношение предпринимателя к высоким хозяйственным и финансовым рискам и др.

Построение организационной структуры предприятия. Организационная структура - это состав и соотношение входящих в состав предприятия структурных подразделений, выделяемых по критериям производственных, организационных и управленческих процессов. Организационная структура предприятия включает производственную и организационную структуру управления, устанавливает взаимосвязи между ними. Построение организационной структуры управления должно обеспечивать гибкость и быстроту принятия и осуществления решений, эффективную работу всего предприятия.

Построение системы внутреннего регулирования деятельности предприятия на основе создания регламентирующих документов. Так, многие аспекты управления деятельностью предприятия регламентируются его уставом, положениями о структурных подразделениях. Регулирующий характер носит принятая предприятием учетная политика, утвержденная система внутренних нормативов и требований к организации отдельных хозяйственных процессов. Наличие внутреннего механизма регулирования отдельных сторон деятельности предприятия способствует повышению эффективности управления.

Планирование - основная функция управления предприятием. В современных условиях предприятия самостоятельно ставят перед собой цели, определяют виды, объемы хозяйственной деятельности. Планирование позволяет выработать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, обеспечить эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, технологий, земли.

Ценообразование на предприятии осуществляется под влиянием рынка, спроса и предложения. Однако чисто конкурентных рынков очень мало, в большинстве случаев имеет место монополистическая конкуренция. Поэтому предприятия вырабатывают ценовую политику. Цена должна стимулировать продажи.

Высокие цены тормозят наращивание объемов производства, затрудняют реализацию отдельных товаров, низкие - могут привести к убыткам. Правильно выбранная политика цен обеспечивает развитие хозяйственной деятельности и укрепление конкурентоспособности предприятия.

Управление качеством предполагает постоянный, планомерный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие высокое качество работы предприятия -- качество товаров, услуг, организационных процессов, качество работы персонала. Особое значение в условиях конкуренции имеет качество продукции, выполнения работ, оказания услуг. Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Достижение высокого качества продукции базируется на качестве используемых ресурсов, технологий производства и управления.

Экономическое стимулирование труда - важный элемент управления эффективностью работы. Предприятия самостоятельно выбирают формы и системы оплаты труда, устанавливают размеры должностных окладов, расценки оплаты труда, показатели и размеры премирования. При этом решается задача мотивации труда, повышения его производительности, гармонизации интересов собственников предприятия, управленческого персонала и работников.

Инновационная деятельность -это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях совершенствования продукции предприятия, организации и технологии производства, управления. В современной экономике инновации становятся основополагающим фактором экономического роста, лучшим средством укрепления конкурентоспособности предприятия. В связи с этим в механизме хозяйствования на предприятии инновационной составляющей принадлежит особая роль. Инновации способны изменить не только научнотехнологический уровень хозяйствования, качество работы, но и организацию, управление предприятием, мотивацию труда.

Инвестиционная деятельность -- это процесс вложения средств в новые проекты и совокупность действий по их реализации. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена необходимостью обновления материально-технической базы, наращивания объемов производства, улучшения качества продукции, освоения новых видов продукции, новых направлений бизнеса. Вырабатывая инвестиционную политику, предприятие решает не только текущие, но и перспективные задачи повышения результативности деятельности, повышения конкурентоспособности.

Организация контроля управленческих решений имеет особое значение в составе внутреннего механизма управления деятельностью предприятия, так как именно контроль в значительной степени определяет эффективность всей системы управления. Система контроля базируется на мониторинге хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и тесно связана с анализом, управленческим учетом, текущим планированием. Контроль позволяет своевременно обнаруживать отклонения от плановых показателей, выявлять неиспользованные резервы улучшения работы, предупреждать возможные диспропорции в развитии предприятия.

Использование форм внешней поддержки хозяйственнофинансовой деятельности часто необходимо для достижения предприятием стратегических и текущих целей развития. Внешняя поддержка включает: государственные и другие внешние формы финансирования или предоставления льгот предприятию (например, в рамках государственных и региональных программ поддержки малого предпринимательства), кредитование, лизинг, страхование и др.

Все звенья и элементы механизма функционирования предприятия тесно связаны межу собой и влияют друг на друга. Так, внутренний механизм управления деятельностью предприятия строится с учетом рыночных условий и действующего государственного регулирования. Планирование деятельности предприятия связано с ценообразованием, инновационной деятельностью, использованием механизмов внешней поддержки, организацией контроля, стимулированием труда.

Экономический механизм должен постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием меняющихся условий внешней среды и изменений в деятельности самого предприятия.

Лучшие статьи по теме