Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Управление
  • Экологические риски связанные с хозяйственной деятельностью. Оценка экологических рисков деятельности организации

Экологические риски связанные с хозяйственной деятельностью. Оценка экологических рисков деятельности организации

Управление рисками помогает выполнить оценку рисков, связанных с такой стратегией. После оценки рисков можно разработать соответствующую программу мероприятий по смягчению и минимизации рисков.

Обычно проблемы возникают по причине недостаточного понимания рисков, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Как отмечалось выше, экологические риски носят как внутренний, так и внешний характер, но в обоих случаях они вызывают сбои в функционировании предприятия, а ликвидация их последствий требует значительных затрат и ресурсов .

Управление экологическими рисками является центральным разделом стратегического управления в любой организации. Управление экологическими рисками направлено на определение возможных нарушений и рисков, которые необходимо устранить/минимизировать, а также на внедрение стратегий по работе с такими рисками.

Оценка рисков и управление рисками должны стать неотъемлемой частью процесса принятия решений. Предприятия, которые лучше оценивают экологическими риски, могут использовать более экономичные методы для борьбы с ними . Чтобы управление рисками было эффективным и осмысленным, оно должно стать неотъемлемой частью общей системы управления предприятием.

Задачи управления экологическими рисками:

Управление экологическими рисками на предприятии может быть связано с различными задачами. Стратегия управления рисками должна обеспечивать выполнение следующих действий :

1. Выявление, количественная оценка, понимание и классификация всех экологических рисков, которым подвергается предприятие.

2. Снижение экологических рисков, которые не могут быть признаны приемлемыми.

3. Управление экологическими рисками на надлежащем уровне.

4. Обеспечение баланса между масштабами планируемых действий по устранению последствий экологического риска и степенью экологического риска.

5. Обеспечение последовательного подхода к управлению экологическими рисками.

6. Поддержка стандартизации практических методов работы.

В центре внимания эффективной системы управления экологическими рисками находится выявление рисков и работа с этими рисками. Задача управления экологическими рисками заключается в том, чтобы обеспечить максимальную устойчивость всех видов деятельности организации . Это повышает вероятность успеха и снижает как вероятность неудач, так неопределенность в отношении достижения общих целей организации.

В настоящее время всё большее развитие управления экологическими рисками в России происходит в сферах связанных с выполнением требований нормативно-правовых актов.

1. Охрана атмосферного воздуха.

2. Охрана водных объектов.

3. Использование и охрана недр.

4. Использование и охрана земель.

5. Использование и охрана земель.

6. Обращение с отходами производства и потребления.

7. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов.

8. Использование и охрана объектов животного мира.

9. Особо охраняемые природные территории.

10. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения.

11. Зоны с особыми условиями использования территорий.

12. Аварии и чрезвычайные ситуации.

13. Производственный экологический контроль.

14. Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду.

15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

16. Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды.

Существует множество разнообразных форм и типов управления рисками, которые влияют на различные аспекты деятельности предприятия. Множество подразделений, работает в системе взаимосвязей, которые обеспечивают согласованное функционирование предприятия, при этом управление рисками не должно является функцией какого-то отдельно взятого подразделения - руководство должно рассматривать его как процесс, который затрагивает все подразделения .

В процессе управления рисками ранжирование рисков и соответствующих мероприятий по степени их приоритетности выходит за рамки сферы ответственности отдельной службы и влияет на предприятие в целом.

Обобщая результаты оценки рисков, выполненные в различных подразделениях, общий реестр рисков формирует оценку рисков, связанных с деятельностью предприятия в целом .

При внедрении системы управления рисками на предприятии необходимо, прежде всего, понимание того, что управление рисками является непрерывным процессом, а не отдельной акцией . Система управления рисками затрагивает все аспекты деятельности и является непрерывным процессом.

Этапы управления рисками :

1. Определение целей управления рисками.

2. Разработка политики управления рисками.

3. Распределение обязанностей.

4. Оценка рисков.

5. Актуализация отчетов по риску.

6. Мониторинг риска.

7. Меры по снижению риска.

8. Разработка программы управления риска.

В части управления рисками данная стратегия должна содержать заявление о том, что предприятие ставит перед собой задачу внедрения управления рисками . В дополнение к стратегии можно опубликовать политику управления рисками, разъясняющую вопросы выделения ресурсов на реализацию стратегии.

Политика управления рисками предприятия должна включать подробное описание ответственности за управление рисками.

Процесс управления рисками включает в себя интегрированный набор инструментов и методик для использования на разных этапах бизнес-процессов. Для эффективного функционирования процесса управления рисками необходимо :

1. Намерение директоров.

2. Распределение обязанностей внутри предприятия.

3. Выделение необходимых ресурсов для обучения и информирования о рисках всех заинтересованных сторон.

Не следует недооценивать разработку политики при формировании стратегии управления рисками, она должна быть четкой и простой и находиться в ведении высшего руководства. Необходимо понимать, что как и все прочие стратегии, со временем она будет пересматриваться и обновляться.

При реализации проекта необходимо проанализировать :

1. Характер и степень экологических рисков, представляющих угрозу для успешной работы предприятия.

2. Вероятность возникновения таких рисков.

3. Методы управления неприемлемыми рисками.

4. Способность организации минимизировать экологические риски и их последствия для работы предприятия.

5. Затраты и преимущества, касающиеся риска и принятых мер по его снижению.

6. Эффективность процесса управления рисками.

Важную роль на первом этапе управления экологическими рисками играют производственные подразделения, предприятия. Ключевая роль производственных подразделений состоит в том, чтобы подчеркнуть преимущества управления экологическими рисками, а также модифицировать политику управления экологическими рисками. Производственные подразделения выполняют следующие функции :

1. Функциональные подразделения несут основную ответственность за оперативное управление экологическими рисками.

2. Руководители подразделений отвечают за распространение информации об экологических рисках внутри своих подразделений; они должны включить цели по управлению рисками в свои производственные задачи.

3. Управление экологическими рисками должно регулярно обсуждаться на совещаниях руководителей подразделений для рассмотрения и уточнения приоритетности работ по результатам анализа экологических рисков.

4. Руководители подразделений должны обеспечить рассмотрение вопросов управления рисками в течение всего периода реализации проекта.

При внедрении стратегии управления экологическими рисками результаты разнообразных оценок и т.д. должны быть доведены до сведения работников предприятиям и, если это необходимо, различных заинтересованных сторон. На разных уровнях организации необходима разная информация о процессе управления рисками - от подробных отчетов для представления директорам и высшему руководству до постепенного формирования рабочей культуры управления рисками в масштабе предприятия . На разных уровнях организации должны быть поставлены конкретные задачи, связанные с управлением рисками.

Процесс управления рисками состоит из нескольких последовательных шагов, которые должны осуществляться при поддержке со стороны вспомогательных служб и включают отчетность, мониторинг и аудиты . Этот процесс осуществляется в логической последовательности, которая начинается с выявления риска и завершается процессом отслеживания, который предполагает осуществление мониторинга действий по смягчению данного риска.

Процесс управления рисками включает :

1. Методическое выявление рисков, связанных с хозяйственной деятельностью при реализации проекта.

2. Оценка вероятности наступления события, представляющего угрозу.

3. Анализ возможных способов реагирования на такие события.

4. Создание систем ликвидации последствий этих событий.

5. Мониторинг эффективности методов и механизмов управления рисками при реализации проекта.

Таким образом, процесс управления экологическими рисками :

1. Обеспечивает совершенствование функций принятия решений, планирования и определения приоритетов.

2. Помогает более эффективно распределять финансовые средства и материально-технические ресурсы.

3. Дает возможность прогнозировать потенциальные неполадки: в идеале он сводит к минимуму необходимость действий в “авральном” режиме; как минимум, он помогает предотвратить катастрофу или избежать серьезных финансовых потерь.

4. Значительно повышает вероятность своевременного выполнения бизнес-плана при реализации проекта.

Процесс управления рисками обеспечивает эффективную и результативную работу организации, помогая выявлять риски, которые требуют внимания со стороны руководства. Такие риски необходимо ранжировать в порядке приоритетности в виде мероприятий по контролю рисков, указав потенциальные преимущества осуществления этих мероприятий для организации . Оценка рисков должна осуществляться таким образом, чтобы на ее основании можно было определить значимость рисков для предприятия и принять решение о том, можно ли считать данный риск приемлемым, или он требует принятия мер. После выявления рисков необходимо ранжировать их по степени приоритетности. Для этого можно определить последствия и вероятность каждого риска и затраты, связанные с мероприятиями по его минимизации.

В рамках процесса управления рисками работа с рисками представляет собой процесс выбора и осуществления мероприятий по смягчению рисков. Одним из основных элементов работы с рисками является контроль/смягчение рисков.

Обращение с рисками включает в себя внедрение процессов, методов и инструментов, необходимых для борьбы с последствиями значимых для предприятия событий . Эффективность обращения с рисками измеряется той степенью, в которой риски удается исключить или смягчить за счет реализации предложенных мер, направленных на обеспечение контроля рисков.

Часто способы управления выявленными рисками определяются экономической эффективностью обращения с рисками, связанной с затратами на осуществление контроля в сравнении с ожидаемым положительным эффектом от снижения риска . Предлагаемые средства контроля следует измерять посредством сравнения потенциального экономического эффекта, который может быть достигнут в случае отказа от принятия мер, с затратами на принятие мер.

Затем - часто после выявления риска - следует определить затраты на реализацию мероприятий по смягчению риска. Их следует рассчитать довольно точно, так как эта величина быстро становится основным ориентиром для измерения экономической эффективности . Кроме того, следует рассчитать ожидаемые потери в случае отказа от принятия мер, и, сравнив результаты, руководство может принять решение о том, принимать или не принимать меры по контролю рисков.

Что касается соблюдения требований законодательства и нормативов, то в большинстве случаев здесь выбирать не приходится . Предприятию необходимо знать применимые к его деятельности законы и внедрить систему контроля, обеспечивающую выполнение соответствующих требований. Некоторая гибкость возможна лишь в редких случаях, когда затраты на снижение риска абсолютно несопоставимы с самим риском.

После сравнения затрат, на мероприятия по смягчению риска с издержками отказа от принятия мер возможны четыре общепризнанных варианта действий по управлению каждым из выявленных рисков : принять риск, передать риск, снизить риск, устранить риск.

После оценки и согласования мер и процедур по снижению риска их следует применить в работе предприятия.

Руководству следует ранжировать ресурсы, необходимые для управления рисками, по степени их приоритетности . Если высшее руководство предприятия удовлетворено проводимой работой по управлению и обращению с рисками (выявление, изучение, оценка и т.д.), риски можно ранжировать по степени приоритетности и выбрать для каждого из них основные варианты для планирования мероприятий по управлению рисками.

Существует три принципа, связанных с допустимыми или приемлемыми рисками :

1. Должен существовать баланс между возможной степенью снижения риска и затратами на принятие мер по его снижению.

2. Риск должен быть при соответствующем уровне контроля.

3. "Допускающий" руководитель должен подписать записку о мерах по управлению рисками как лицо, допускающее риск.

Риск может быть признан допустимым в случае, если затраты на его полное устранение слишком велики.

Кроме того, риск может быть принят в качестве допустимого в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях можно передавать риск, т.е. не устранить или снизить риск, а передать его другому "владельцу" или передать ответственность за него другой организации. Передача риска может осуществляться при помощи аутсорсинга и последующей передачи риска другой организации .

После анализа и рассмотрения рисков обычный путь к их смягчению - снижение рисков. Это можно просто определить как контроль рисков, т.е. осознание факта наличия определенного риска и рассмотрение возможностей управления этим риском.

Существует много подходов к снижению рисков при помощи множества различных методик. Часто первый этап включает определение того момента, когда риск снижен до допустимого уровня и дополнительных мер не требуется, т.е. когда риск становится допустимым . Это решение часто определяется тем, какое количество ресурсов необходимо для реализации плана по снижению риска. Необязательно полностью уничтожать риск - достаточно снизить его до допустимого уровня.

При ранжировании рисков по приоритетности рассматривают все решения, принятые в процессе работы с рисками. Рассматриваются все риски, которые были переданы, устранены, допущены или отнесены к категории приемлемых .

Формальная количественная оценка рисков помогает ранжировать риски по приоритетности, но часто у каждого объекта есть свои приоритеты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление экологическими рисками часто рассматривается в качестве инструмента, позволяющего предприятию расти в результате внутренних и внешних изменений. Предприятию, закрывающему глаза на риски, труднее привлечь внешние инвестиции, чем организации, у которой есть план действий по управлению рисками.

В заключение стоит отметить, что во всем мире во многих отраслях промышленности управление экологическими рисками признано эффективным механизмом снижения экологических рисков для всех аспектов работы предприятий. Этот механизм применим не только к одному сегменту организации, но воздействует на всю компанию и создает такие преимущества, как увеличение прибыли, повышение качества обслуживания потребителей, создание возможностей для развития бизнеса или улучшение условий труда работников.

С каждым годом экологические проблемы и риски становятся все более актуальны не только для общества в целом, но и для отдельных организаций, являющихся объектами административного менеджмента. Такие организации подразделяются на две основные группы. К первой группе относятся различные органы государственной власти, регионального и местного самоуправления. В состав второй входят крупные предприятия различных форм собственности.

Организации, образующие первую и вторую группу, имеют непосредственное отношение к экологическим рискам. Причем субъекты первой группы больше выступают как контролирующие и сдерживающие органы, а предприятия второй группы - как потенциальные источники экологических опасностей и угроз. Тем не менее, и для тех и для других большое значение имеет рациональное управление экологическими рисками, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Постараемся выделить основные особенности и способы управления экологическими рисками. Для этого необходимо сначала определить само понятие "экологический риск". К сожалению, в современной научной литературе такое определение отсутствует. Однако, опираясь на основные особенности и отличительные черты категории экологического риска, можно устранить указанный пробел.

Если рассматривать экологический риск как математическое ожидание функции потерь при отыскании оценок параметров математической модели или ее структуры, то его сущность можно определить, по крайней мере, шестью особо важными составляющими:

1) факт выброса в окружающую среду загрязняющих веществ или незапланированного истощения природных ресурсов;

2) объем поступившего вредного вещества;



3) вид загрязнителя;

4) продолжительность загрязняющего воздействия;

5) время года;

6) степень экологической опасности этого химического или физического элемента.

Обобщив приведенные выше характеристики, можно сформулировать понятие экологического риска. Под экологическим риском следует понимать потенциально существующую возможность нанесения ущерба окружающей среде посредством аварийного выброса загрязняющих веществ или незапланированного патологического истощения природных ресурсов.

И аварийный выброс загрязняющих веществ, и незапланированное истощение природных ресурсов можно определить термином "экологическая катастрофа".

Сущность управления экологическими рисками состоит, с одной стороны, в профилактике возникновения экологических катастроф, с другой стороны, - в минимизации их негативных последствий.

Профилактика возникновения экологических катастроф осуществляется в основном посредством:

♦ четкого прогнозирования экологических последствий планируемых к реализации проектов;

♦ разработки и внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

♦ экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, бережно относящихся к окружающей среде;

♦ административно-правового сдерживания недобросовестных предпринимателей;

♦ все более широкого применения экологического образования и пропаганды.

Минимизация негативных последствий экологических катастроф может осуществляться посредством применения экологического страхования . В зарубежной практике это понятие чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширенная трактовка включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый обществу, а также юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду и другие природные ресурсы. Страхуются имущественные убытки, вытекающие из нарушения прав собственности, права на оборудование и производственную деятельность и права пользования водным пространством или свидетельства о пользовании ими.

Страхование имущественной ответственности, связанное с ущербом от загрязнения, возникло в 1960-х гг., когда полисы были направлены на обеспечение покрытия аварийных и непредвиденных ситуаций, определяемых как случай, включающий продолжительные или повторяющиеся воздействия на условия, которые влекут личный или имущественный ущерб и являются неожиданными и непреднамеренными со стороны страхователя. Эти полисы являлись фактически лицензией на загрязнение.

В отечественной литературе сложилось несколько иное представление об экологическом страховании. Его определение следует давать на основе характеристики черт, присущих как процессам, возникающим в окружающей природной среде под воздействием поступающих в нее вредных веществ, так и операциям имущественного страхования и страхования ответственности.

Страхование аварийного загрязнения окружающей среды ориентируется на риски, происхождение которых часто не удается идентифицировать, а следовательно, оценить и адекватно отразить в количественных показателях. Построить интегральный показатель последствий аварийного загрязнения, достоверно отражающий уровень экономических потерь, вероятно, никогда не удастся, да и нет такой необходимости. Надо создать приемлемую для пользователей (в нашем случае - для страховщиков и страхователей) методику оценки причиняемых им убытков.

Специфика аварийного загрязнения или истощения заключается и в том, что последствия его и так называемого постоянного антропогенного давления на природу несопоставимы. В то же время непрерывное поступление вредных веществ в окружающую среду в объемах, значительно превышающих временно допустимые, можно квалифицировать по его негативным результатам как аварийное загрязнение. Это дает основания говорить о методах определения качественных и численных характеристик аварийного загрязнения окружающей среды. Однако вероятность ситуации, при которой воздействие на природные компоненты вписывается в очерченные рамки, рассчитать на имеющейся сегодня информационной базе невозможно.

Статистика аварий с зарегистрированными экологическими эффектами отсутствует, либо, возможно, пока недоступна (что мало вероятно). Это в первую очередь связано с отсутствием четкой концепции экологической аварии. Можно привести достаточно примеров аварий и техногенных катастроф, даже частоты их возникновения, но методологии оценки экологической опасности того или иного производства, отвечающей требованиям экологического страхования, не существует.

Главным в методологии оценки экологической опасности предприятий и производств должно стать страховое экологическое аудирование. Оно призвано ответить всего на два, но очень важных вопроса:

1) какова вероятность экологической аварии на конкретном объекте, включенном в систему экологического страхования;

2) какова величина убытков, которые могут быть вызваны экологической аварией.

К проблеме страхового экологического аудирования в той его форме, что сейчас просматривается, имеется несколько методологических подходов.

Опасность промышленного производства, во-первых, идентифицируется по перечню вредных химических веществ, используемых в этом производстве в критических количествах, во-вторых, определяется по кратному превышению предельных норм воздействия на окружающую среду, в-третьих, выявляется исходя из расчетных величин риска загрязнения и причиняемого им гипотетического ущерба.

Методология экологического страхования характеризуется несходством взглядов зарубежных и отечественных исследователей на его роль в экономической жизни общества. У первых оно ассоциируется и осуществляется (редко) в рамках имущественного страхования. Если же оно проводится в процессе страхования ответственности, то ущерб, нанесенный владельцу имущества или его здоровью в результате загрязнения, причем не обязательно аварийного, компенсируется страховой организацией. Она это делает либо на основании заключенного ранее договора страхования, предусматривающего регулярные страховые взносы, либо за счет виновника, установленного в судебном порядке. В обоих случаях величина убытка определяется традиционными методами оценки потерь имущества и неполученной прибыли.

В экологическом страховании убытками считаются потери, обусловленные поступлением в окружающую среду от одного источника определенного количества (в аварийном объеме) вредного вещества и образованием у конкретных реципиентов негативных эффектов. В страховании ответственности за аварийное загрязнение происходит персонификация того, кто причиняет вред, и реципиента. В имущественном страховании на случай загрязнения среды вклад отдельного загрязнителя не выделяется. Отсюда следует, что финансовое покрытие страховых сумм обеспечивается не только из разных источников, но и полученная страховая премия используется страховщиком по разным целевым направлениям.

Итак, экологическое страхование, осуществляемое как страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, направлено на обеспечение экологической безопасности и компенсации убытков третьих лиц (разумеется, при условии соблюдения коммерческих интересов страхователей), а имущественное страхование направлено лишь на компенсацию потерь страхователя.

Этим оно отличается от других видов страхования, например медицинского, хотя, казалось бы, охватывает тот же круг лиц, называемых в страховании "третьи лица", что и последнее. Убытки, выражающиеся, скажем, в потере здоровья населения, определяются в экологическом страховании на совершенно иных принципах, нежели в медицинском. В экологическом нужно с максимальной достоверностью идентифицировать источники причинения вреда и реципиентов и в зависимости от этого определить тарифную и компенсационную политику. Медицинское страхование исходит из других посылок: каждое предприятие, выплачивающее заработную плату своим работникам, несет финансовую нагрузку по ликвидации убытков, связанных с заболеваемостью населения, независимо от того, причиняет ли это предприятие вред. Определение экологического страхования как страхования ответственности предприятий - источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей среды, обеспечивающее возможность компенсации части причиняемых загрязнением убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, ориентируется именно на тот методологический базис, о котором здесь шла речь. Главная его задача - дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.

Если для операций имущественного страхования существует достаточно богатый спектр нормативно-методической документации, то для страхования ответственности за аварийное загрязнение среды ее еще предстоит разработать.

То, что необходимость изыскания новых источников финансирования природоохранных мероприятий сегодня как никогда остра, понятно, как и то, что реальными дополнительными финансовыми резервами обладает пока только частный капитал. Найти для него привлекательные направления вложения средств - еще одна функция экологического страхования в том смысле, в котором мы его понимаем.

Существует точка зрения, что принятие Федерального закона "Об экологическом страховании" обяжет предприятия-загрязнители включиться в экологическое страхование. Обязанность, не подкрепленная экономической целесообразностью, останется пустым звуком. Закон должен вписаться в экономические отношения, учесть реалии страхового бизнеса и природоохранной деятельности страхователей.

В настоящее время имеется несколько законодательных актов, очерчивающих границы ответственности загрязнителя окружающей среды и роль страхования в этой сфере.

В ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" указано, что в "Российской Федерации осуществляется... экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф". Страхование служит не только извлечению прибыли, но и предотвращению, ликвидации и компенсации вреда (в экономике природопользования употребляется термин "ущерб", в юридической практике - "убыток"), причиняемого пострадавшим. Под экономическим ущербом здесь понимается сумма затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда такое предупреждение, частичное или полное, технически возможно) и затрат, вызываемых воздействием на них загрязненной среды. В Гражданском кодексе Российской Федерации узаконено: "Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы".

Таким образом, теоретически величина страховой суммы состоит из затрат на предупреждение аварийного загрязнения и оценки воздействия загрязненной среды на реципиента. Для страхователя первое представляет дополнительные, неоправданные в случае отсутствия в период действия договора экологического страхования расходы. Для общества и третьих лиц, в чью пользу заключается договор страхования ответственности за аварийное загрязнение среды, такие затраты - часть потенциальных убытков. Осознавая это и оценивая возможное страховое возмещение, страховщик либо сам выделяет средства на превентизацию аварий, либо понуждает (экономически стимулирует) страхователя на природоохранные мероприятия. Их можно либо осуществить, либо учесть в расчете страховой суммы.

Вторая составляющая страховой суммы - это убытки в результате воздействия поступивших в окружающую среду вредных веществ на реципиентов. В отличие от первого вида убытков, они проявляются и у третьих лиц. И в том и в другом случае экологическое страхование выступает как страхование ответственности за аварийное загрязнение среды источниками повышенной экологической опасности.

Убытки от аварийного загрязнения терпят не только реципиенты - третьи лица, в интересах которых проводится страхование ответственности, но и сами страхователи - источники загрязнения, тоже являющиеся реципиентами. Страхователями же могут быть те и другие.

В связи с этим выше и говорилось о дифференциации компенсационной политики страховщиков. Так, компенсируя убытки источника аварийного загрязнения в рамках имущественного страхования, страховщик не создает заинтересованности у страхователя в предотвращении загрязнения. Возмещая убытки реципиентов - третьих лиц, он освобождает страхователя - эмитента загрязнения - от необходимости ликвидации последствий и превентизации будущей аварии.

Особая роль в контроле за поведением страхователя отводится тарифным ставкам по экологическому страхованию. Они не могут быть установлены едиными не только, например, по отраслям производства страхователей, но даже и по отдельным предприятиям. То же относится и к лимитам ответственности по принимаемым страховщиком рискам загрязнения окружающей среды.

Теоретические аспекты взаимоотношений страховщиков и страхователей в подобных ситуациях требуют моделирования возможных ситуационных решений и разработки соответствующей методологической базы.

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате механизм частного рынка становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы. Итак, выделим четыре блока фундаментальных проблем развития экологического страхования. Первый, определяющий сущность, место и роль экологического страхования в экономике, придает ему, как элементу обеспечения экологической безопасности страны, общегосударственное значение. Этот фактор является основой концепции введения обязательного экологического страхования.

Второй блок представляет собой принципиальные положения страхового экологического аудирования, позволяющего решить задачи атрибутирования объектов страхового поля (оценить степень экологической опасности предприятий и производств, величину возможных убытков и т. д.).

Третий формирует правовое пространство экологического страхования. В России, в отличие от ряда западных стран, имеется реальная возможность создать целостную юридическую базу развития экологического страхования. Основой послужит Федеральный закон "Об экологическом страховании" и соответствующие методические и инструктивные документы, которые и составляют четвертый блок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Воздушная и гидравлическая классификация отходов промышленного производства по степени опасности для человеческого здоровья. Исследование конструкции и принципа работы сооружений для механической подготовки и переработки твердых отходов производства.

    презентация , добавлен 17.12.2015

    Современное состояние проблем экологической безопасности в области переработки отходов. Способы переработки радиоактивных, медицинских, промышленных и биологических отходов производства. Термическое обезвреживание токсичных промышленных отходов.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Пути решения экологических проблем города: экологические проблемы и загрязнения воздушной среды, почвы, радиации, воды территории. Решение экологических проблем: приведение к санитарным нормам, уменьшение выбросов, переработка отходов.

    реферат , добавлен 30.10.2012

    Экологические проблемы при производстве тантала и ниобия. Схемы переработки перовскитового концентрата и утилизации радионуклидов. Источники загрязнения окружающей среды свинцом. Влияние предприятий фармоиндустрии на здоровье человека и природу.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2016

    Современное состояние природной среды. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы, характеристика источников ее загрязнений. Основные пути охраны природной среды, атмосферы, почв и природных вод от загрязнений. Радиация и экологические проблемы в биосфере.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2010

    Проведение экологической оценки влияния эксплуатации оборудования по утилизации буровых отходов, с использованием технологии геотекстильных контейнеров, на основные компоненты окружающей природной среды. Расчет количества выбросов загрязняющих веществ.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Проблема утилизации отходов Уральских городов. Инвестиции и план развития завода по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). Интервью у министра природных ресурсов. Проблемы переработки и утилизации промышленных отходов. Методы переработки отходов.

    реферат , добавлен 02.11.2008

    Технология обезвреживания выбросов производства пластмасс. Рекуперация паров органических растворителей. Обезвреживание газовых выбросов производства поливинилхлорида. Основные направления снижения уровней выбросов в атмосферу в промышленности пластмасс.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2009

МОДЕЛЬ ВЫБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РИСКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ1

А.С. Птускин, Е.В. Левнер

Рассматривается проблема выбора проектов, направленных на снижение уровня экологического стратегического риска промышленного предприятия, реализация которых должна поддерживать соответствие запланированных и фактических стратегических экологических показателей. Для идентификации стратегических экологических рисков предложена иерархическая структура экологической стратегии предприятия. На основе методологии информационно-энтропийного подхода разработана вычислительная процедура, позволяющая определить наиболее критичные стратегические экологические показатели и производственные процессы. Построена математическая модель выбора антирисковых стратегических экологических проектов. Ключевые слова: экологическая стратегия, экологический стратегический риск, информационно-энтропийный подход, выбор экологических стратегических проектов.

ВВЕДЕНИЕ

Промышленные предприятия являются основными источниками негативных воздействий на окружающую среду, и именно на

© Птускин А.С., Левнер Е.В., 2015 г.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 14-12-40003а/р).

микроуровне экологическим вопросам управления охраной окружающей среды уделяется особое внимание. В условиях все большего ужесточения законодательства, других мер, направленных на охрану окружающей среды, всеобщего роста озабоченности вопросами окружающей среды предприятия становятся все более заинтересованными в достижении экологической эффективности, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей (ГОСТ Р ИСО 14001-98). К главным интересам и стимулам предприятий в сфере охраны окружающей среды можно отнести:

Улучшение репутации;

Повышение конкурентоспособности и увеличение рыночной доли;

Улучшение отношений с властью;

Появление возможности выхода на зарубежные рынки;

Появление возможности получения статуса поставщика;

Повышение привлекательности предприятия с точки зрения условий труда;

Уменьшение стоимости кредитов и страхования;

Снижение затрат за счет снижения объемов потребления энергии и других ресурсов;

Снижение затрат на ликвидацию отходов;

Возможность продажи побочных продуктов и отходов производства;

Снижение платежей за использование ресурсов;

Снижение платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды;

Возможность увеличить цены на экологически чистые товары.

В решении природоохранных проблем важнейшее значение имеет внедрение форм и методов управления, основанных на принципах международных стандартов систем экологического менеджмента ISO 14000. Конкретные решения по природоохранным

вопросам должны базироваться на экологической стратегии предприятия, целью которой является охрана и улучшение окружающей природной среды посредством использования малоотходных технологий, существенно снижающих вредное воздействие на природную среду. Ключевое значение в стратегическом процессе имеет управление риском, так как масштабы возможных отрицательных последствий стратегических решений, принятых и реализуемых без учета риска, могут быть весьма существенными. Вопросы учета риска при разработке стратегии производственного предприятия рассмотрены в работе (Качалов, 2002). Следуя логике этой работы, мы используем понятие стратегического риска как характеристику процесса и результата принятия стратегических решений: стратегический риск - возможность таких последствий принимаемых стратегических решений, при которых поставленные стратегические цели частично или полностью не достигаются.

Соответственно экологические стратегические риски - риски, относящиеся к экологическим стратегическим решениям. Уровень стратегического риска оценивается как мера вероятности отклонения фактически полученных значений стратегических показателей от их запланированных значений. Оценки уровня риска стратегии предприятия используются для предварительного упорядочения по критерию уровня риска вариантов стратегии или ее элементов, а также в качестве исходных данных для управления риском, т.е. при разработке мероприятий по уменьшению риска в ходе реализации стратегии.

В настоящей работе рассматривается задача выбора стратегических проектов, направленных на снижение ущерба и уровня риска в системе экологического стратегического управления промышленного предприятия. Реализация выбранных стратегических проектов должна устранить расхождение между запланированными стратегическими экологическими целями предприятия и фактическими полученными результатами, т.е. повысить эффективность экологической стратегии. Под

экологическим ущербом мы понимаем экономический ущерб предприятия, связанный с нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Детально термины «экологический ущерб», «ущерб окружающей среде», «экономический ущерб от экологических нарушений» определены в работе (Рюмина, 2007).

Экологические стратегические проекты определяют последовательность действий и ресурсы, необходимые для достижения основных экологических показателей. Такими проектами, направленными на снижение уровня риска и ущерба в системе экологического стратегического управления промышленного предприятия, могут быть проекты:

Разработки и внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий;

Технологического перевооружения и вывода из эксплуатации устаревшего оборудования;

Оснащения предприятия современным природоохранным оборудованием;

Повышения эффективности использования существующих и создания новых очистных сооружений;

Экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;

Внедрения систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

Снижения потерь энергии и сырья при транспортировке;

Перехода к экологически безопасному транспорту;

Производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование.

Ключевыми из них являются те проекты, которые обеспечивают инновационный прорыв, направленный на развитие малоотходных технологий и на внедрение новых эффективных очистных мероприятий (Рюмина, 2009). Как указано в разрабатываемом проекте Федерального закона «Общий технический регламент об экологической безопасности», экология определяет новые направления раз-

вития предприятий, связанные с внедрением новых «зеленых» технологий, обеспечивающих:

Уменьшение массы загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух, сбросах в водные объекты;

Рациональное использование природных и энергетических ресурсов;

Использование малоотходных технологий, технологий повторного вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот, обезвреживание отходов;

Выполнение требований законодательства в части запрета и регулирования использования в производстве опасных веществ и материалов, сокращения выбросов парниковых газов, условий безопасного хранения и перевозки опасных веществ и материалов.

Для создания эффективной системы стратегического экологического управления необходима объективная информация о продукции, производственных процессах, инфраструктуре и т.д. Информация должна соответствовать уровню стратегических решений, часть данных может оказаться избыточной. Объем информации необходимо ограничить, но обеспечить ее достаточный объем для правильных, не приводящих к ущербу стратегических экологических решений и минимизировать затраты на получение и обработку информации.

Выбор стратегических вариантов осуществляется из дискретного множества доступных альтернатив, формируемого в ходе процесса принятия стратегических решений. Содержательный смысл задачи выбора проектов снижения уровня риска в системе экологического стратегического управления предприятия состоит в том, что, имея информацию об отклонении фактических результатов от запланированных значений стратегических экологических целей, оценке значимости этих отклонений, процессах и объектах, являющихся основными источниками экологических проблем предприятия, наборе потенциально возможных стратегических проектов, направленных на снижение уровня экологического

риска, их стоимости и ожидаемом эффекте, общем бюджете экологических проектов, необходимо определить портфель проектов, обеспечивающих достижение стратегических экологических целевых показателей.

Предложенная схема решения задачи основана на принципах международных стандартов систем экологического менеджмента ISO 14000. Для общей задачи выбора экологических стратегических проектов мы предлагаем решение следующих частных задач:

Идентификация стратегических экологических рисков в соответствии с иерархией частных экологических стратегий;

Определение процессов, являющихся наиболее значимыми источниками экологических проблем предприятия, для чего необходимо иметь обоснованную процедуру количественной оценки значимости;

Построение математической модели выбора антирисковых стратегических экологических проектов, минимизирующих стратегические экологические риски.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

С точки зрения системно-интеграционной теории предприятия (Клейнер, 2003) стратегия предприятия связывает множество иерархически и взаимно поддерживающих друг друга частных стратегий, каждая из которых более или менее полна сама по себе и сформирована как связный элемент стратегий более высокого уровня. В работе (Клейнер, Тамбовцев, Качалов, 1997) предложена иерархия стратегий предприятия, включающая комплексную стратегию и стратегии верхнего уровня: товарно-рыночную стратегию, ресурсно-рыночную стратегию, технологическую стратегию, интеграционную стратегию, финансово-инвестиционную стратегию, социальную стратегию, стратегию управления,

стратегию реструктуризации. В (Клейнер, 2008) стратегии верхнего уровня дополнены культурной стратегией, институциональной стратегией, когнитивной стратегией, имитационной стратегией, эвентуальной стратегией. Эти стратегии в свою очередь разбиваются на ряд частных элементов стратегий.

В принципе, возможно включать экологические составляющие в указанные стратегии верхнего уровня, но, учитывая важность природоохранных проблем, представляется целесообразным дополнить этот набор экологической стратегией как самостоятельной стратегией верхнего уровня. Ее составляют стратегические решения, определяющие деятельность предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Базовые экологические стратегии, которые можно использовать в качестве стратегий первого уровня, представлены, например, в работе (Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003). Целесообразно выделить следующие составляющие экологической стратегии (Коржавый, Птускин, 2015): рационального использования ресурсов (совокупность стратегических решений, определяющих получение экологически проверенных ресурсов и их экономное расходование); ограничения объемов выбросов и сбросов (совокупность стратегических решений, определяющих предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую природную среду); сокращения количества отходов (совокупность стратегических решений, определяющих снижение количества отходов, их переработку и повторное использование); сокращения уровня экологического риска (совокупность стратегических решений, определяющих уменьшение или снижение размера последствий потенциальных опасностей нанесения ущерба окружающей среде посредством аварийного выброса загрязняющих веществ или незапланированного патологического истощения природных ресурсов); производства безвредных продуктов (совокупность стратегических решений, определяющих производство продуктов, ко-

торые на протяжении всего жизненного цикла не представляют вреда с точки зрения выбросов и отходов, обладают низкой долей риска).

Варианты каждой экологической стратегии первого уровня прежде всего делятся на пассивные и активные в зависимости от степени учета экологических требований и норм (Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003). Пассивная экологическая стратегия ограничивается выполнением существующих экологических законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая стратегия заключаются в том, чтобы противоречия между экономикой и охраной окружающей среды разрешались на более глубоком уровне, рыночные, коммерческие, природоохранные и социальные цели были согласованы. По мере их детализации возникает дерево экологических стратегий.

Стратегия рационального использования ресурсов состоит из стратегии расходования энергетических ресурсов и стратегии расходования неэнергетических ресурсов, которые в свою очередь разделяются на составляющие по видам ресурсов. Стратегия ограничения объемов выбросов и сбросов включает стратегии предотвращения и максимального снижения выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, сбросов в почву, предотвращения и максимального снижения допустимых физических воздействий. Стратегия сокращения отходов состоит из стратегии снижения количества отходов, стратегии переработки отходов, стратегии повторного использования отходов. Стратегия сокращения величины риска включает стратегии предотвращения технологических аварий, включающих выбросы, утечки, прорывы вредных веществ с попаданием в водные ресурсы, в атмосферный воздух, в земельные ресурсы. Стратегия производства безвредных продуктов включает стратегию использования сырья и материалов, не содержащих опасные вещества; использования малоотходных технологий, максимальное вовлечение отходов производства во вторичное использование; использования при производстве продукции веществ и материалов, разлагающихся в окружающей

среде без образования опасных загрязняющих веществ.

Указанные частные стратегии имеют свои составляющие. Например, стратегия экономного расходования полезных ископаемых разбивается на подстратегии по видам ископаемых: предотвращения и максимального снижения выбросов по типам выбросов; экономного расходования вод по типам источников водоснабжения; использования минимального количества упаковки по видам материалов упаковки; производства безвредных продуктов по номенклатуре продукции и т.д.

Приведенная иерархия позволяет структурировать и обосновать формирование и выбор экологической стратегии предприятия и набор показателей оценки экологической эффективности экологических стратегий. Как и для комплексной стратегии предприятия в соответствии с (Клейнер, 2008), в реальных условиях на основе этой иерархической структуры для конкретного предприятия формируется специфичный для него состав и выбираются варианты экологической стратегии с учетом различных внешних и внутренних факторов.

Соответствующие иерархии экологических стратегий стратегические показатели могут соответствовать показателям экологической эффективности, приведенным в (ГОСТ Р ИСО 14031-2001). Исходя из сделанного выбора стратегий, предприятие может определить показатели из обширного их перечня. Например, экологическими стратегическими показателями могут быть: количество расходуемой энергии, повторно используемой воды, выбросов, сбрасываемых веществ, отходов, перерабатываемых, рециклированных или повторно используемых материалов, уровни испускаемых излучений, шума, вибраций и т.д.

Показатели могут быть выражены в виде долей или процентов, количественных значений в единицу времени, значений, приходящихся на единицу продукции, или в виде других относительных величин. Однако мы далее будем использовать абсолютные по-

казатели. Из абсолютных показателей могут быть легко получены относительные, однако использование абсолютных значений обеспечивает следующее условие: для каждого уровня стратегий соответствующие показатели оценки экологической эффективности являются агрегированными данными. В требованиях (ГОСТ Р ИСО 14031-2001) это данные или информация одного типа, полученные из различных источников нижеследующих уровней, собранные и представленные в виде комплексного параметра. Для составляющих частных стратегий также определены соответствующие показатели оценки экологической эффективности, из которых суммируются показатели стратегий более высокого уровня.

Идентификация стратегических экологических рисков заключается в выявлении негативных отклонений фактических значений выбранных показателей от запланированных соответствующей стратегией, что свидетельствуют о недостижении стратегических целей, проявлении стратегического риска, неэффективности стратегии и необходимости реализации антирисковых стратегических экологических проектов.

Далее необходимо выявить источники экологических проблем, для чего мы будем рассматривать производственные процессы предприятия, имеющие наибольшую значимость в воздействии на окружающую среду. Из информации о производственном процессе можно извлечь практически все данные, относящиеся к экологической сфере, т.е. данные по используемым материалам, расходованию энергии, типам используемых энергоносителей, эффективности использования энергии, материальным объектам и оборудованию, входным и выходным потоками (снабжение и поставка), основной и вспомогательной продукции, отходам, выбросам и сбросам.

Стандартная классификация производственных процессов машиностроительного предприятия также имеет иерархическую структуру. Прежде всего их можно разделить на основные, вспомогательные, обслуживающие. В свою очередь к основным относятся,

например, подготовительные, преобразующие, заключительные. К вспомогательным -изготовление инструмента и оснастки, производство электроэнергии; к обслуживающим - контроль, транспортировка, складирование. Далее, например, подготовительные процессы включают процессы резки металла, штамповки заготовок и др.; заключительные -процессы сборки, испытаний и т.д.

Для каждого компонента этой структуры необходимо сформировать информационную базу данных об экологических аспектах соответствующих процессов. Вопросы создания экологических информационных систем рассматриваются, например, в (Пахомова, Эн-дрес, Рихтер, 2003; Цюст и др., 1997; Юсупова, Шахмаметова, Еникеева, 2008). Наличие информационной системы для обеспечения возможности получать необходимую полную, достоверную и четкую информацию является необходимым условием реализации экологической стратегии на предприятии.

Информацию об экологических проблемах и о мере реализации стратегических экологических целей позволяют получить регистрация данных обо всех происшедших негативных событиях в хозяйственной деятельности предприятия, приведших к потерям, о фактических потерях и убытках, затратах на компенсацию потерь, созданных резервах и т.п., а также статистическая обработка и анализ зафиксированных данных (Качалов, 2012).

Общие требования к использованию экологических данных и информации представлены в (ГОСТ Р ИСО 14031-2001). Частично они содержатся в экологическом паспорте промышленного предприятия, включающем данные по использованию предприятием ресурсов и определению влияния его производства на окружающую среду (ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Приведем выдержки из требований (ГОСТ Р ИСО 14001-98):

«Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характери-

стик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации»; «.. .процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных следует сосредоточить на тех данных, которые необходимы для внедрения и функционирования системы управления окружающей средой и для фиксирования объема, в каком запланированные целевые и плановые экологические показатели выполнены».

Для рассматриваемой задачи выбора экологических стратегических проектов экологическая информационная система предприятия должна содержать данные по запланированным и фактическим значениям показателей оценки экологической эффективности для всех производственных процессов. Набор показателей оценки экологической эффективности для всех стратегий и для всех процессов будет весьма значительным. Однако при решении стратегических задач необходимо уйти от подробностей и рассматривать ядро, основу объектов и процессов (Клейнер, 2008). Анализ отклонений абсолютно всех показателей по всем процессам попросту нецелесообразен; управление стратегическими экологическими рисками должно обеспечить наиболее существенные критерии, определяющие повышение эффективности экологической стратегии.

Из всей имеющейся информации следует выделить наиболее существенную, т.е. определить те элементы экологической стратегии, которые необходимо поддержать в первую очередь, и те процессы, которые наиболее критичны в отношении этих элементов. Поэтому самостоятельной задачей при решении проблемы выбора стратегических экологических проектов является определение наиболее информативных стратегических показателей и наиболее информативных процессов с точ-

ки зрения количества информации об экологических стратегических рисках.

ЭНТРОПИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Для этой задачи мы предлагаем применить методологию информационно-энтропийного подхода. Обзор работ, в которых информационная энтропия используется для оценки уровня сложности производственных систем и измерения степени неполноты знаний об их состоянии, приведен в (Левнер, Птускин, 2014; Levner, Р^кт, 2014). Авторами информационно-энтропийный подход разработан для измерения информативности элементов различных сложных иерархических структур. В работах (Птускин, Левнер, 2012, 2014; Levner, Р1шкт, 2014) этот подход использован для сокращения размера модели цепи поставок без потери наиболее существенной информации о рисках в цепи и их экономических последствиях. В работе (Лев-нер, Птускин, 2014) подход применяется для упрощения структуры графа предприятия без заметной потери ее информативности, что позволило принимать решения по оптимальному выбору стратегий модернизации.

Нас интересует, какие из показателей оценки экологической эффективности стратегий являются наиболее значимыми и какие производственные процессы в наибольшей степени вызывают негативные отклонения этих показателей и соответственно будут рассматриваться как потенциальные объекты для проектов снижения уровня риска в системе экологического стратегического управления предприятием. Если мы имеем информацию о влиянии каждого процесса на каждый стратегический показатель, то уровень знаний об источниках экологических проблем предприятия будет максимальным. Однако объем такой информации избыточен, значительно увеличивает размерность задачи выбора стра-

тегических проектов и усложняет ее решение. Необходимо извлечь достаточный объем полезной информации об источниках экологических проблем и получить сокращенный перечень критичных процессов, который содержит практически ту же самую информацию (энтропию), что и полный перечень, но имеет значительно меньшую размерность. Для этого мы будем использовать энтропию как меру количества информации.

Информационная или шенноновская энтропия Н для группы событий Е = {е1, ..., еп} с априорными вероятностями возникновения событий Р = {р1, ..., рп}, р{ > 0, таких, что р{ + ... + рп = 1, определяется следующим образом (Вентцель, 1999):

Н = "Е Рг 1о§ Рг.

Информационная энтропия является мерой степени неполноты и неопределенности знаний. Рост знаний о системе, т.е. уменьшение неопределенности, приводит к уменьшению энтропии системы.

Мы рассматриваем информационно-энтропийный подход к анализу стратегического экологического риска на предприятии как возможный инструмент извлечения знания о стратегических рисковых событиях. Оценка знания о риске с помощью энтропии не только позволяет количественно и точно охарактеризовать объем знания, но и дает возможность, действуя последовательно, шаг за шагом, уменьшать энтропию и увеличивать объем полезного знания.

Пусть п - число показателей с неблагоприятными значениями, т - общее число производственных процессов. По результатам стратегического контроля для каждого показателя I известна величина негативного отклонения фактического значения от запланированного стратегического значения Di, I = 1, ..., п. Как указано выше, показатели оценки экологической эффективности являются агрегированными данными, полученными из источников нижеследующих уровней, т.е. для каждого процесса по каждому показателю также зада-

но плановое и известно реально достигнутое значение. В экологической информационной системе предприятия для каждого производственного процесса у имеется набор данных (йу, йу, ..., ёу, ..., йп), где - отклонение фактического значения показателя V оценки экологической эффективности от запланированного по процессу у; у = 1, ..., т; йу = 0, если отклонения нет или отклонение позитивное; > 0,

если отклонение негативное.

Определим р у = й у ^ й у - относительную частоту случаев, когда единица негативного отклонения по показателю V вызвана влиянием процесса у. Эта величина понимается нами как оценка вероятности соответствующего события: «негативное отклонение показателя V вызвано влиянием процесса у»;

Тогда уровень знаний об источниках стратегических экологических проблем предприятия по показателю V оценки экологической эффективности естественно оценить через энтропию этого показателя следующим образом:

н, = "Х Ру 1о§ Ру ■

Так как часть процессов может обеспечить позитивное отклонение, суммарные негативные отклонения по всем процессам могут превышать итоговое негативное отклонение по показателю:

Это обстоятельство мы будем учитывать при построении модели выбора антирисковых стратегических экологических проектов.

Набор показателей с неблагоприятными значениями ранжируется с учетом значимости соответствующих частных экологических стратегий. В работе (Гусев, Козьменко С., Козьменко О., 2000), в которой рассматривается проблема рационализации распределе-

ния ограниченных инвестиционных ресурсов на антикатастрофные цели между несколькими регионами некоторой территории, отмечается, что определение весовых коэффициентов - продукт группового решения. Этот этап имеет субъективный характер и определяется степенью важности отдельных интересов и стимулов предприятия в сфере охраны окружающей среды. Стратегический вес показателя I обозначим w; 0 < wi < 1;

Xw = 1; i = 1, ..., n.

Если система разделяется на несколько подсистем, то общая энтропия системы определяется как взвешенная сумма энтропий подсистем. На основании этого свойства определим общую энтропию по всем показателям оценки экологической эффективности как взвешенную сумму энтропий по отдельным показателям:

He = X W гНг = "X I Wi X Pу log P у i=1 i=1 V У=1)

Экологические показатели имеют неодинаковую размерность, т.е. измерены в разных единицах, но величина He определяется через оценки вероятностей, поэтому необходимости приведения показателей к сопоставимому виду нет.

При отсутствии информации о влиянии производственных процессов на показатели оценки экологической эффективности все вероятности pij равнозначны, а общая энтропия максимальна Hemax = log m. По мере того как мы получаем данные о значениях pij, т.е. повышаем уровень знаний об источниках экологических проблем, и энтропия снижается. Если это снижение незначительное, т.е. прирост знаний о системе незначительный, дальнейшая детализация не нужна, процедуру уточнения данных можно прервать. Пусть на шаге k при получении данных о влиянии очередного процесса рассчитанное значение энтропии He(k). При последовательном расчете энтропии дальнейшая детализация нецелесообразна, когда относительное снижение

энтропии не превышает экспертно заданное число в, т.е.

АН (к) = Не (* - !) - Н (*) <в

где в - пороговое значение относительного изменения энтропии.

Поясним это на небольшом примере (см. таблицу). Пусть мы имеем п = 5 показателей оценки экологической эффективности с негативными значениями и т = 10 производственных процессов. Для упрощения предположим, что стратегические веса всех показателей одинаковы, wi = 1 / п; г = 1, ..., п.

Негативным отклонением может быть как большее фактическое по сравнению с запланированным значение показателя (например, количество расходуемой энергии, количество расходуемой воды, количество выбросов загрязнителей, уровень испускаемых излучений и т.п.), так и меньшее (например, сэкономленное в рамках проектов энергосбережения количество энергии, количество повторно используемой воды, количество восстанавливаемых или повторно используемых отходов, число выпущенных на рынок с пониженными опасными свойствами изделий и т.п.). Для иллюстрационного примера будем считать меньшее значение показателя предпочтительнее большего, т.е. негативным отклонением является превышение фактического значения по сравнению с запланированным.

Мы будем подсчитывать величину He начиная с первого показателя, последовательно включая данные по процессам, начиная с первого процесса и добавляя следующие один за другим. Затем перейдем ко второму показателю, и также будем добавлять данные по отклонениям по процессам, соответствующим этому показателю. И так далее до последнего показателя. Результаты показаны на рисунке. Первое значение энтропии соответствует отсутствию информации, Hemax = He(1) = log 10 = 3,322. Следующие 10 значений относятся к первому показателю, следующие 10 - ко второму показателю и т.д., всего 51 значение (нхш + 1). Величину энтропии, соответствующую включению данных по первому процессу для первого показателя, обозначим He(2), следующую -He(3) и т.д. до He(51).

На рисунке видно, что в каждом интервале, относящемся к одному показателю, величина энтропии на определенных шагах практически перестает меняться. Это означает, что мы не получаем новых знаний об источниках отклонений экологического показателя, а значит, соответствующие процессы можно исключить из анализа по данному показателю. Если же энтропия практически не уменьшается при переходе к очередному показателю, этот показатель не имеет существенного значения и также исключается из анализа. На рисунке отмечены те шаги расчета энтропии, на которых она практически не меняется и которые можно не проводить, т.е.

Отклонения показателей оценки экологической эффективности

Показатель, i Стратегический вес показателя, wi D Процессы, j

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отклонения показателя

di1 di2 di3 di4 di5 di6 di7 di8 di9 di 10

1 0,2 100 10 20 10 15 25 10 0 10 0 0

2 0,2 40 0 0 20 10 0 0 5 0 5 0

3 0,2 30 0 0 10 0 20 0 0 0 0 0

4 0,2 20 0 0 0 10 0 5 5 0 0 0

5 0,2 10 0 0 0 0 0 0 0 0 5 5

описанную процедуру можно существенно сократить.

Алгоритм определения показателей и процессов, являющихся наиболее значимыми источниками экологических проблем предприятия, можно представить следующим образом.

Шаг 1. Определить wi , i = 1, ..., n.

Шаг 2. Определить Яе(1) = Hemax = log n.

Шаг 3. i = 1.

Шаг 4. Если i > n, Stop.

Шаг 5. k = (i - 1) m + 1.

Шаг 6. Задать равновероятные значения

Pa = m j=m; §p*=1

Шаг 7. j = 1.

Шаг 8. Определить pij .

Шаг 9. Определить He(k).

Шаг 10. Определить относительное изменение значения энтропии AHe(k).

Шаг 11. Если AH(k) < в, i = i + 1, перейти к шагу 4.

Шаг 12. Зафиксировать процесс j как критичный для показателя i.

Шаг 13. Если j = m, задать i = i + 1, перейти к шагу 4.

Шаг 14. у = у + 1; к = к + 1; перейти к шагу 8.

Предложенная схема позволяет сократить и упростить процедуру определения существенных показателей и процессов и значительно упростить задачу выбора антирисковых стратегических экологических проектов, минимизирующих стратегические экологические риски. В результате мы имеем объективно обоснованный набор наиболее значимых показателей оценки экологической эффективности стратегий и производственных процессов, для которых целесообразно реализовать проекты снижения уровня экологического стратегического риска.

МОДЕЛЬ ВЫБОРА АНТИРИСКОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Для каждого критичного производственного процесса из определенных таким

He(k) Шаги расчета, на которых энтропия практически не меняется

Шаг расчета, k

Энтропия показателей оценки экологической эффективности

образом могут быть разработаны антирисковые стратегические экологические проекты, направленные на ликвидацию отклонений по наиболее важным показателям. Безусловно, это трудоемкий и сложный этап, в результате выполнения которого для каждого потенциально возможного проекта помимо обычных проектных материалов мы можем получить информацию о его ожидаемых результатах в отношении улучшения стратегических показателей, о бюджете проекта, отношениях с другими проектами. Кроме того, известен общий бюджет всех проектов и верхняя граница бюджета проектов для каждого стратегического показателя. Задача заключается в том, чтобы сформировать оптимальный портфель антирисковых проектов, обеспечивающий максимальный прирост выбранных стратегических показателей с учетом их стоимости и ограничений по бюджету.

Обозначим I - индекс показателя, I = 1, ..., L; L - число наиболее значимых показателей, L < п; к - индекс проекта, к = 1, ..., К; К - число потенциально возможных проектов.

Как указано выше, на расчет энтропии показателей оценки экологической эффективности не оказывал влияния тот факт, что экологические показатели имеют неодинаковую размерность. Однако для обеспечения общего максимального прироста значений стратегических показателей, измеренных в разных единицах, необходимо привести их к сопоставимому виду. Для этого применим метод линейного масштабирования с учетом стратегических весов показателей w/.

Пусть а1к - абсолютное изменение значения показателя I за счет реализации проекта к в выбранных для показателя единицах измерения, I = 1, ..., L; к = 1, ..., К. Например, проект к, связанный с модернизацией оборудования производственного процесса у, предполагает уменьшение значения показателя I -уровня выбросов загрязнителей по процессу на величину а1к. Масштабированное значение изменения показателя с1к определим следующим образом:

где, как определено выше, Dl - величина негативного отклонения фактического значения показателя I от запланированного стратегического значения; wl - стратегический вес показателя I.

Введем следующие обозначения: Ьк -бюджет проекта к, к = 1, ..., К; В1 - верхняя граница бюджета проектов для стратегического показателя I, I = 1, ..., L; В - общий стратегический бюджет всех проектов,

Каждый проект может оказывать влияние на несколько показателей, причем не исключается, что на одни показатели это влияние будет позитивным, а на другие - негативным. В последнем случае значение с1к будет отрицательным. Это обстоятельство будем отображать через бинарный параметр г1к, отражающий влияние проекта к на показатель I; г1к = 0, если с1к = 0; т.е. в ином случае проект к не влияет на показатель I; г1к = 1, т.е. проект к влияет на показатель I; I = 1, ..., L; к = 1, ..., К.

В модели необходимо принимать во внимание отношения между различными проектами (Виленский, Лившиц, Смоляк, 2008). Антирисковые стратегические экологические проекты могут быть независимыми, взаимоисключающими, взаимодополняющими. Для независимых проектов, когда отказ от одного не влияет на результаты и затраты других, ограничений по совместимости нет. Взаимодополняющие проекты, т.е. проекты, которые могут быть приняты или отвергнуты одновременно, должны быть сведены в единый проект. Взаимоисключающие, или альтернативные, проекты - это проекты, для которых реализация одного делает невозможной реализацию других. Отношения между проектами к и я будем представлять с использованием параметра ркя; к, я = 1, ..., К; рь = 0, если проекты независимы или к = я; рь = 1, если проекты альтернативны.

Напомним, что в качестве критичных производственных процессов с применением информационно-энтропийного подхода мы отбирали процессы, в наибольшей степени вызывающие негативные отклонения стратегических экологических показателей. Как было указано выше, суммарные негативные отклонения по всем процессам могут превышать итоговое негативное отклонение по пот

казателю, т.е. X ^ у > Di.

В результате отобранные проекты, соответствующие этим процессам, могут не только обеспечить приближение реальных значений стратегических показателей к запланированным с позиций экологических стратегий, но и значительно превысить их (если цель - увеличение показателя) или значительно уменьшить (если цель - уменьшение показателя). Это, безусловно, позитивно с точки зрения экологии, но, возможно, обеспечивается за счет неоправданно высоких дополнительных затрат финансовых ресурсов.

Мы считаем, что запланированные значения стратегических показателей установлены из объективных соображений, с учетом анализа всех внешних и внутренних факторов и вполне достаточны. Если q - допустимое позитивное отклонение показателя в результате реализации проектов от планируемого значения, то для показателя I это условие можно записать в следующем виде: к

X % - А ^ яп1.

В результате решения задачи формирования оптимального портфеля антирисковых проектов необходимо определить для каждого проекта к бинарный параметр хь отражающий, включен ли проект к в антирисковый портфель стратегических экологических проектов; хк = 1, если включен; хк = 0, если нет; к = 1, ..., К.

Одна из основных проблем построения экономико-математической модели выбора стратегических вариантов связана с неопределенностью, нестабильностью окружающей

среды, отсутствием полной и точной информации. Эффективность классических методов системного анализа и возможности традиционного математического аппарата в отношении таких задач ограничены (Птускин, 2007, 2008а). При принятии решений о выборе антирисковых стратегических экологических проектов, относящихся к будущему, мы не имеем полной и точной информации, причем прошлый опыт не может служить достаточной базой для оценки будущего, особенно при осуществлении принципиально новых, инновационных проектов (Птускин, 2008б).

Неопределенность задачи может быть связана с тем, что часть данных трудно формализуется, а отдельные числовые параметры представлены неточно. Невозможность точного определения будущих событий сильно снижает достоверность традиционных моделей. Необходимо учитывать, что параметры %, Ьк, В, В описываются неоднозначными характеристиками, прогнозировать их точные значения нереально. Более адекватны, например, формулировки типа: «абсолютное изменения значения показателя I за счет реализации проекта к - примерно X единиц»; «бюджет проекта - не менее У руб.»; «верхняя граница бюджета проектов для данного стратегического показателя желательна на уровне Zруб.»; «общий стратегический бюджет всех проектов не должен значительно превышать V руб.».

Конструктивный подход к задачам выбора в условиях неопределенности предполагает, что лицо, принимающее решение, должно выбирать действия, совместимые с его ощущениями и представлениями, и эти субъективные ощущения относительно встречающихся неопределенностей необходимо включать в формальный анализ задачи. Адекватное отражение неопределенности, неполноты и неточности параметров модели достигается использованием средств теории нечетких множеств (Левнер, Птускин, Фридман, 1998). Для описания подобной категории неопределенности вводится понятие нечеткого числа, которое предоставляет удобное средство мо-

делирования для процессов с неоднозначными, невероятностными представлениями параметров. Можно предложить естественное представление параметров alk, Ьь Bl, B нечеткими числами с соответствующими функциями принадлежности.

В результате модель включает следующие ограничения:

По общему стратегическому бюджету

По отношениям между проектами Kpbxk < 1; k = 1,..., K; (2)

По бюджету проектов для стратегического показателя l

tbkrlkxk < B,; l = 1,..., L; (3)

По допустимому позитивному отклонению для стратегического показателя l

talk -Di

Критерий оптимизации портфеля проектов

TTClkXk ^ max. (5)

Задача выбора портфеля проектов снижения уровня экологического стратегического риска формулируется следующим образом: определить все xk; k = 1, ..., K, обеспечивающие максимум (5) при ограничениях (1)-(4).

В данной модели alk, clk, Ьь B, B - нечеткие числа; xk = 0 v 1; k = 1, ..., K; l = 1, ., L. Смысл операций с нечеткими числами описан, например, в (Левнер, Птускин, Фридман, 1998).

Модель представляет блочную задачу нечеткого математического программирования рюкзачного типа с булевыми переменными. Нечеткое математическое программирование развивается для отражения неопределенности в оптимизационных за-

дачах, а соответствующие модели, в отличие от классического математического программирования, включают нечеткие параметры (1п^исЫ, Ramk, 2000). Основой вычислительного метода решения задачи может быть алгоритм, идея которого предложена в работах (Птускин, 2005; Птускин, Левнер, 2014), где системы ограничений модели несколько отличаются от предложенной в настоящей статье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей статье предложена модель выбора проектов, направленных на снижение уровня экологического стратегического риска промышленного предприятия. Эффективность экологической стратегии - это категория, отражающая соответствие запланированных стратегических экологических целей фактическим. Реализация выбранных стратегических проектов должна устранить расхождение между ними. Ключевыми из таких проектов являются инновационные, связанные с внедрением новых «зеленых» технологий, обеспечивающие снижение негативных воздействий на окружающую среду.

Основой выбора стратегических проектов, обеспечивающих выполнение стратегических экологических целевых показателей, должна стать экологическая информационная система предприятия, предоставляющая данные об отклонении фактических результатов от запланированных значений стратегических экологических целей и оценке их значимости; о процессах и объектах, являющихся основными источниками экологических проблем предприятия. Количество информации необходимо ограничить, но обеспечить ее достаточный объем для правильных стратегических экологических решений и минимизировать затраты на получение и обработку информации.

Для идентификации стратегических экологических рисков предложена структура

экологической стратегии как иерархической системы, связывающей поддерживающих друг друга частные стратегие.

Для определения наиболее значимых стратегических экологических показателей и процессов, являющихся наиболее критичными источниками экологических проблем предприятия, предложена вычислительная процедура, основанная на методологии информационно-энтропийного подхода.

Построена математическая модель выбора антирисковых стратегических экологических проектов, минимизирующих стратегические экологические риски, представляющая блочную задачу нечеткого математического программирования рюкзачного типа с булевыми переменными.

В продолжение исследования представляет интерес дальнейшее развитие эффективных вычислительных методов решения этой задачи.

Литература

Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999.

Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело, 2008.

ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы».

ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».

ГОСТ Р ИСО 14031-2001. «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования».

Гусев А.А., Козьменко С.Н., Козьменко О.В. Чрезвычайные ситуации: экономический ущерб и инвестиции в предупреждение // Экономика и математические методы. 2000. Т. 36 (1). С. 36-46.

Качалов P.M. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002.

Качалов P.M. Управление экономическим риском. М.: Нестор-История, 2012.

Клейнер Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического менеджмента // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1. С. 31-56.

Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008.

Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика,

КоржавыйА.П., Птускин А.С. Иерархическая структура экологической стратегии промышленного предприятия // Контроллинг. 2015. № 1 (55). С. 62-69.

Левнер Е.В., Птускин А.С. О выборе направлений модернизации предприятий на основе информационно-энтропийной модели хозяйственного риска решений // Экономика и математические методы. 2014. Т. 50 (2). С. 111-126.

Левнер Е.В., Птускин А.С., Фридман А.А. Размытые множества и их применение. М.: ЦЭМИ РАН,

Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003.

Проект Федерального закона «Общий технический регламент об экологической безопасности». URL: www.mnr.gov.ru/files/part/4183_proect.doc.

Птускин А.С. Задача бюджетирования капитала с размытыми параметрами // Экономика и математические методы. 2005. Т. 41 (2). C. 95-101.

Птускин А.С. Инвестиционная модель стратегического развития предприятия // Экономическая наука современной России. 2007. № 4. C. 44-58.

Птускин А.С. Использование аппарата теории нечетких множеств для задач принятия управленческих решений // Экономическая наука современной России. 2008а. Экспресс-выпуск № 1 (13). С. 186.

Птускин А.С. Нечеткие модели и методы в менеджменте. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008б.

Птускин А.С., Левнер Е.В. Выбор антирисковых программ для уменьшения потерь в цепях поставок // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баума-

на. Серия «Машиностроение». 2014. № 3. С. 117-133.

Птускин А.С., Левнер Е.В. Энтропийный подход к упрощению структуры цепи поставок для выбора антирисковых стратегических решений // Экономическая наука современной России. 2012. № 4 (59). С. 76-90.

Рюмина Е.В. Показатель ущерба как экономический инструмент сохранения окружающей среды // Труды VII Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: устойчивое развитие». М.: ИПР РАН, 2007. С. 110-124.

Рюмина Е.В. Почему предприятия не хотят и не могут охранять окружающую среду: количественный анализ // Экономическая наука современной России. 2009. № 3. С. 66-74.

Цюст Р., Шлаттер А., Фрай М., Рюэгг-Штюрм Й. Экологическая информация на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6. С. 78-82.

Юсупова Н.И., Шахмаметова Г.Р., Еникеева К.Р. Модели представления знаний для идентификации опасностей промышленного объекта // Вестник УГАТУ. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2008. Т. 11. № 1 (28). С. 91-101.

Inuiguchi M., Ramk J. Possibilistic linear programming: A brief review of fuzzy mathematical programming and a comparison with stochastic programming in portfolio selection problem - An Approach to Computerized Processing of Uncertainty // Fuzzy Sets and Systems. 2000. № 111 (1). Р. 3-28.

К сожалению, исторически сложившийся пренебрежительный подход к экологии прослеживается и в оценки экологических аспектов. Разработчики не стали долго думать, и вместо красивой экселевской таблицы, использующейся для оценки рисков, предлагают непритязательный вордовский документ, содержащий одну таблицу.

Процесс идентификации аспекта не претерпел изменений – всё также оценивается вероятность и последствия. , а последствия переориентированы на окружающую среду. Градация следующая:
1 – загрязнения, получившиеся в результате инцидента, не превышают фоновые концентрации (грубо говоря, «дождик смоет».)

2 – загрязнения превышают установленные ПДК, но аварию возможно локализовать и ликвидировать собственными силами организации. (Возможно, никто и не узнает о произошедшем).

3 – авария локального характера. Концентрации превышены в несколько раз, ликвидацией занимаются специально обученные люди (по месту происшествия ходит инспектор, выписывает акт-протокол-постановление).

4 – авария регионального\мирового масштаба. Трансграничный перенос загрязняющих веществ, практически второй Чернобыль.

Как и в случае с оценкой рисков, в результате получается финальный риск, также окрашиваемый в зелёный, желтый, оранжевый и красный. В отличие от охраны труда, где даже с «жёлтым» риском стараются что-то сделать, аудиторы по ISO зачастую закрывают глаза на всё, кроме «красного» уровня.

Также не отличаются разнообразием «меры управления риском» (контрмеры). Большую часть из них составляют меры реактивного подхода, то есть направленные не на коренную проблему, а на устранение последствий. В действительности же сложно придумать превентивную меру для аспекта, например, опрокидывание погрузчика. Установка дополнительных упоров, балансирующих систем – вещи достаточно дорогостоящие, и малоприменимые для производства, где каждый квадратный метр пространства уже заполнен чем-либо.

Сложность и непродуманность таблицы заключается также в том, что необходимо учитывать как возможные проблемы с оборудованием, так и небезопасное поведение сотрудников (Risk Assessment&Risk Prediction почему-то не введён в образец, но ничего не мешает создать эти разделы самостоятельно).

Оценка Рисков не стоит на месте и постоянно развивается. Добавляются новые риски, несколько меняются критерии выставления оценок по вероятности\тяжести. На сегодняшний момент мы рассказали об основных правилах заполнения оценки рисков для производства. Изменения будут отслеживаться и обозреваться в дальнейших статьях.

Лучшие статьи по теме