Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Инициация 
  • Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки. Гранты Бухгалтерский учет операций по возврату налога

Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки. Гранты Бухгалтерский учет операций по возврату налога

Как получить грант - куда обратиться + что для этого нужно + какие документы предоставить + и что делать с полученными деньгами.

У вас есть безумная идея для открытия бизнеса, а также огромное желание работать?

Но при этом у вас нет достаточной суммы денег для этого?

И вы не хотите влазить в долги перед знакомыми или же брать кредит в банке?

Тогда вам будет весьма полезна информация о том, как получить грант .

Не секрет, что многие бизнес-проекты смогли воплотиться благодаря именно такой финансовой поддержке.

Если вы также хотите получить эту возможность, то приготовьтесь к тому, что вам придется приложить немало усилий, но результат будет того стоить.

Что такое грант?

Прежде чем говорить о том, как получить грант, необходимо разобраться с самим понятием, что это.

Грант - это или натуральной формы, направленная на открытие или расширение бизнеса.

Важной отличительной особенностью такой поддержки является то, что она не требует возвращения, то есть является безвозмездной.

Гранты на открытие или развитие бизнеса могут выдавать:

  • государство;
  • частные фонды;
  • иностранные организации.

Исходя из этого, нужно понимать, что эти организации могут выдвигать разные требования для получения гранта.

Поэтому не растрачивайте свои силы на то, чтобы подать заявки везде, где только можно.

Подберите тот источник, который будет подходить под вашу сферу деятельности и работайте над выполнением его условий.

Куда обращаться, чтобы получить грант?

«Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.»
Стив Джобс

Как уже говорилось выше, есть три основные категории организаций, которые готовы предоставить деньги или другие активы.

Но здесь есть нюансы, используя которые вы сможете понять, куда вам стоит обращаться в первую очередь.

Также вы должны понимать, что те фонды, которые готовы оказать финансовую поддержку, преследуют разные цели.

Особенности выдачи грантов государственными организациями

  1. Государственные фонды при выдаче грантов на отдают предпочтение социально незащищенным категориям:
    • выпускникам вузов,
    • тем, кто состоит в центре занятости,
    • попавшим под сокращение,
    • военным в отставке,
    • одиноким матерям,
    • инвалидам,
    • молодым специалистам в возрасте до 30-35 лет.
  2. Государство не выдает полную сумму на открытие своего бизнеса.

    Предпочтение отдается тем предпринимателям, которые готовы вкладывать также и свои средства.

  3. Предпочтение отдается социальным сферам, а также производству и сельскому хозяйству.
  4. Чаще всего государство готово финансировать покупку оборудования или сырья, но при этом отказывается от покрытия расходов на выплату заработной платы.
  5. При выдаче гранта на развитие бизнеса государство обращает внимание на срок работы предприятия, и он не должен превышать 1-2 года, а также на то, способен ли предприниматель взять на работу дополнительных людей.

Особенности выдачи грантов частными и иностранными фондами

  1. Частные и иностранные фонды очень требовательны к отчетности, то есть они должны видеть, что выданные деньги пойдут на покрытие определенных расходов, а не вам в «карман».
  2. Такие организации охотно соглашаются выдать грант и на выплату заработной платы, в отличие от государства.
  3. Если нужны средства на финансирование инноваций в экономике и бизнесе, то по этому вопросу чаще всего специализируются отечественные частные фонды.

    А вот в иностранные можно смело обращаться, если вы нуждается в открытии или развитии бизнеса, связанного с экологией, искусством, культурой, обществом, IT-сферой.

  4. Такие фонды практикуют выдачу гранта траншами, то есть деньги приходят постепенно на реализацию определенных этапов.

Необходимые документы, чтобы получить грант


Каждая организация по финансированию и поддержке бизнеса требует свой перечень документов, но чаще всего они перекликаются между собой.

Итак, от вас могут потребовать такие документы:

  • правильно оформленная заявка на участие в отборе на получение гранта;
  • копии документов, подтверждающих вашу личность, а также при необходимости анкета участника;
  • копии документов, которые подтверждают то, что у вас есть знания в сфере экономики (диплом, справка об окончании профильных курсов);
  • копии документов, свидетельствующих о регистрации и постановке на учет бизнеса в налоговой службе, а также внесении в реестр; копии документов, подтверждающие создание и наличие рабочих мест - это необходимо, если вы подаете заявку на развитие бизнеса;

Этот перечень документов может дополняться, поэтому при его подаче будьте внимательны.

Если что-то будет неверно составлено или же чего-то не будет хватать, фонд имеет полное право отказать вам в участии.

Как получить грант: что делать?


Итак, вы уже плотно подошли к вопросу: «Как получить грант ?», тогда вам стоит знать порядок ваших действий:

    Выберите подходящую вам организацию, в которой можно получить грант.

    Она должна соответствовать сфере вашей деятельности.

  1. Изучите куда организация уже выдавала деньги, в каком размере и на какие проекты.
  2. Изучите требования, которые выдвигает фонд, а также правила составления заявки на участие в отборе.
  3. Подготовьте все необходимые документы.
  4. Составьте достоверный бизнес-план, в котором будут четко прописаны цели, проблемы и их решения.

    Основное внимание уделите финансовой части.

  5. Подготовьте убедительную и подробную презентацию своего будущего проекта.

Вам остается только ждать.

Чаще всего после того, как истек срок для подачи заявки, фондам дается 3 месяца для рассмотрения полученных заявок.

Как принимается решение о заявках на получение гранта?

Первые несколько дней даются на проверку правильности составления и наличия всех необходимых документов.

И уже затем фонд приступает к изучению бизнес-планов.

Чаще всего фонды используют свою разработанную балльную шкалу, благодаря которой они могут сформировать рейтинг участников.

При рассмотрении особое внимание уделяется не только поставленным целям и проблемам, но и их решению.

Также проверяется достоверность приведенных расчетов.

Государственные фонды берут на заметку тех предпринимателей, которые сами могут внести определенную сумму в развитие или открытие бизнеса.

А бизнес-планы, которые требуют полного финансирования, чаще всего отвергаются.

Что касается финансирования уже действующего бизнеса, то здесь также обращается внимание на динамику развития.

Если предприятие выдавало низкие показатели в течение того периода, что оно существовало, то ему скорее всего откажут.

Дополнительные баллы в «копилку» могут получить те проекты, которые уже получали средства от выбранного фонда.

Выигравшим посылаются уведомления, а также о них появляется информация на официальном сайте фонда.

Насколько реально получить грант от государства на развитие своего бизнеса,

рассказано в видео:

Что делать с полученными денежными средствами?

Полученный грант - это уже договор между бизнесменом, который нуждается в денежных средствах, и инвестором.

Поэтому у первого возникают определенные обязательства, требующие выполнения:

  • полученные средства должны идти исключительно на те цели, ради которых они выдаются;
  • всю необходимую отчетность необходимо подавать в строго оговоренные сроки;
  • при возникновении форс-мажоров или при невозможности выполнить определенную часть проекта, необходимо сразу обратиться в фонд для внесения коррективов;
  • при проверках нельзя препятствовать комиссии и необходимо предоставлять всю информацию, которая касается полученных средств.

В случае нецелевого использования гранта или же невыполнения других условий договора, организация может потребовать его расторгнуть и обратиться в суд с иском о возврате всех выделенных средств.

Таким образом, вас не только должно интересовать, как получить грант , но и как выполнить все условия фонда, который выдаст вам деньги.

Знайте, что это отличный шанс получить дополнительное финансирования для своего бизнеса, поэтому отнеситесь со всей ответственностью к этому вопросу.

Вы получите возможность не только для собственного развития, но и поспособствуете улучшению экономической ситуации в своем регионе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В наступившем году мы продолжаем серию статей об особенностях взаимоотношений физических лиц - получателей грантов и учреждений, на базе которых выполняются работы по проекту, на который получен грант <*>. Отношения между физическим лицом и учреждением в таком случае не являются трудовыми, однако в интересах обеих сторон правильно организовать трудовую деятельность коллектива, выполняющего работы за счет гранта.
<*> Об особенностях и проблемах учета грантов в государственных и муниципальных учреждениях читайте так же в статьях:
- А.Ю. Шихова "Гранты, где золотая середина?" в журнале "Советник в сфере образования" № 6 за 2015 год;
- А.Ю. Шихова "Доходы учреждения от грантов" в журнале "Советник в сфере образования" № 7 за 2015 год;
- Т.П. Ерофеевой "Имущество грантополучателя" в журнале "Советник в сфере образования" № 8 за 2015 год;
- Т.П. Ерофеевой "Посреднические сделки государственных (муниципальных) учреждений" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 12 за 2015 год;
- М.Н. Желонкиной "Документооборот в рамках выполнения поручений физических лиц" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 12 за 2015 год.

Руководитель и организация

Одним из крупнейших грантодателей России является Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ, Фонд), поэтому организацию отношений между физическим лицом - получателем гранта и учреждением рассмотрим на примере правил РФФИ. В РФФИ утвержден свой Порядок выполнения работ по проектам, поддержанным РФФИ, и использования гранта (далее - Порядок РФФИ). Полный текст Порядка РФФИ размещен по адресу http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171 .
Согласно Порядку РФФИ получателем гранта признается руководитель проекта, подавший заявку на получение гранта и выигравший конкурс.
Почти во всех случаях, когда проект (заявку) на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта (далее - Организация). Как правило, это учреждение, в котором работает руководитель проекта.
РФФИ отмечает, что для него не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят, так как отношения между грантополучателем и Организацией по предоставлению условий для выполнения проекта являются гражданско-правовыми.
В Порядке РФФИ указано, что исследования руководителя по проекту не могут входить в основную деятельность учреждения, то есть учреждение не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, то работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми.

Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Наименование статьи расхода Стоимость по смете, руб.
Материальные расходы, в том числе:
канцтовары
расходные материалы
учебные материалы
сертификаты о повышении квалификации
5000
1000
1000
2500
500
Аренда учебных аудиторий
100 000
Интернет-сопровождение программы
5000
Заработная плата администратора и ЕСН
50 000
Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей
150 000
Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН
40 000
Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов
50 000
Итого
400 000

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26...) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).


п/п
Наимено-
вание
полученных целевых средств
Код вида
поступ-
лений
Дата
поступ-
ления
(число, месяц, год)
Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств Срок
исполь-
зования
(до какой даты)
Сумма средств,
исполь-
зованных
по назна-
чению
в течение установлен-
ного срока
Сумма средств, срок исполь-
зования
которых не истек
Сумма средств,
исполь-
зованных
не по назна-
чению или
не исполь-
зованных в установлен-
ный срок графа 5 – графа 7 – графа 8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Грант
010
05/02/06
5 000 000
31/12/06
4 500 000

500 000
2
Грант
010
10/05/06
10 000 000
31/12/06
9 000 000

1 000 000
ИТОГО
(код строки 020
X
X
15 000 000
X
13 500 000

1 500 000

А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?

Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ Источник материала -

Получение грантов весьма распространено в современном обществе. Однако это довольно сложный процесс, который вызывает много вопросов у бухгалтеров. На них ответят Наталья Сергеевна АБРАМОВА - главный бухгалтер, Екатерина Александровна Былова - заместитель директора по экономике, Марина Евгеньевна Ефимова - начальник юридического отдела ФГБУ «ГНИЦПМ» Минздрава России.

Страховые взносы

Мнения по поводу уплаты страховых взносов расходятся. Рассмотрим их.

Позиция Минтруда России (письмо от 15 марта 2016 г. № 17­4/В­107)

Между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), грантополучателем и учреждением, предоставляющим грантополучателю условия для выполнения научных проектов, в котором грантополучатель работает, заключено трехстороннее соглашение. В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса такое соглашение - это гражданско-правовой договор. Согласно ему сотрудник получает грант от РФФИ и проводит исследования по научному проекту. А учреждение содействует реализации этого проекта и по поручению сотрудника производит расходы за счет средств гранта. Использовать деньги гранта можно только по перечню допускаемых расходов, утверждаемых на заседании бюро совета РФФИ. В него включают следующие траты:

  • личное потребление получателя гранта - вознаграждение за труд и компенсация расходов. Например, питание во время экспедиций, полевых исследований, суточные на время поездок на конференции, симпозиумы по теме гранта;
  • поездки за пределы населенного пункта, в котором живет грантополучатель;
  • пересылка почтовых отправлений;
  • сопутствующие работы и услуги (услуги переводчика, редакционно-издательские услуги, опытно-технологические работы и др.);
  • покупка приборов, оборудования, медикаментов, расходных материалов и др.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса устанавливает, что страховые взносы начисляют на вознаграждения, которые учреждение выплачивает сотрудникам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Закрытый перечень выплат, которые не облагают страховыми взносами, приведен в статье 422 Налогового кодекса.

Выплата денег из суммы гранта на личное потребление сотруднику-грантополучателю в этом перечне не приведена. Значит, на нее нужно начислить страховые взносы.

Аналогичная позиция приведена в письмах Минтруда России от 1 июня 2016 г. № 17-3/В-232, от 18 мая 2016 г. № 17-3/ООГ-821, совместном письме Пенсионного фонда и ФСС России от 29 июля 2014 г. № НП-30-26/9660 / № 17-03-10/08-2786П. Взносы на страхование от несчастных случаев на вознаграждение за счет гранта начисляются, только если такое условие прописано в трехстороннем соглашении (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125?ФЗ).

Отметим, что в подпункте 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса указано, что в базу для исчисления страховых взносов помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются выплаты в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Позиция РФФИ

Согласно зафиксированной в документах РФФИ схеме отношений (РФФИ, учреждения и получателя гранта) учреждение и получатель гранта в связи с выполнением проекта не состоят в трудовых отношениях. Получатель гранта также не выполняет работы в рамках гражданско-правовых договоров по заказу учреждения. В отношениях между получателем гранта и учреждением «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит учреждение получателю гранта, это «возврат» принадлежащих ему денежных средств, поэтому обязательств по начислению и уплате страховых взносов в отношениях учреждения и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

В отношениях РФФИ и получателя гранта если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у РФФИ как у учреждения, производящего выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у РФФИ есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховые взносы. В связи с этим РФФИ не передает «функции по уплате страховых взносов» учреждениям. Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются учреждением в рамках отношений, оформленных документами РФФИ, не могут быть признаны обоснованными.

Учреждение и получатель гранта, как равноправные участники (субъекты) гражданских отношений, имеют возможность заключить любые иные соглашения гражданско-правового характера, если это не противоречит документам РФФИ.

Вывод

Предлагаемый РФФИ порядок учета начисления страховых взносов не совпадает с мнением Минтруда России. Поэтому при правильном оформлении договорных отношений, прописанных в локальных документах учреждения, на выплаты на компенсацию трудозатрат грантополучателя начисляются страховые взносы, кроме страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (приложение 1).

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Научно-исследовательский центр № 1»
(ФГБУ «НИЦ № 1»)

Утверждено
приказом директора
ФГБУ «НИЦ № 1»
№ ___ от__________ 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о расходовании средств грантов РФФИ
получателями грантов, для которых организацией, предоставляющей условия для выполнения научного проекта, является ФГБУ «НИЦ № 1»

1. Настоящее Положение вступает в действие с даты утверждения директором ФГБУ «НИЦ № 1» (далее - Учреждение) и подлежит исполнению получателями гранта РФФИ (физическими лицами, коллективами физических лиц), для которых выбранной организацией, предоставляющей условия для выполнения проекта, является Учреждение.

2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями «Правил организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (далее - Фонд).

3. По итогам принятия решения о предоставлении гранта физическому лицу (физическим лицам) Фонд, Руководитель проекта и Учреждение подписывают трехсторонний Договор.

Договор, «Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований», Перечень допускаемых расходов для соответствующего конкурса оформляют отношения сторон с учетом следующих представлений:

а) денежные средства, перечисленные Фондом на счет Учреждения, являются денежными средствами физического лица (физических лиц), соответственно распоряжаться этими денежными средствами имеют право только получатели Гранта в лице Руководителя проекта;

б) трудовые отношения у Учреждения с получателем Гранта в связи с выполнением работ по Проекту не возникают. В том случае, если трудовые отношения между получателем Гранта (в том числе Руководителем проекта) и Учреждением существуют, Проект выполняется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

4. В целях организационно-технического обеспечения научного Проекта между Грантополучателем и Учреждением заключается Договор содействия (Приложение 1 к настоящему Положению).

5. Грантополучатель компенсирует расходы Учреждения в связи с выполнением проекта (организационно-техническое сопровождение проекта) в размере не более 20 % от суммы Гранта на основании Договора содействия.

6. Грантополучатель несет персональную ответственность за соответствие расходования средств Гранта Перечню допускаемых РФФИ расходов Гранта, выделяемого победителям конкурса фундаментальных научных исследований.

7. Учреждение осуществляет расходование средств Гранта в соответствии с Поручениями Грантодержателя, оформленными письменно в соответствии с утвержденными формами (Приложения 2–5 к Договору содействия).

8. Привлечение третьих лиц к выполнению научного проекта осуществляется на основании Договоров гражданско-правового характера (Приложение 2 к настоящему Положению).

9. Ежегодно получатели Грантов Фонда знакомятся с настоящими Правилами и принимают их к исполнению под роспись.

Приложение 1
к Положению

ДОГОВОР № _______
содействия выполнения научного проекта (гранта)

г. Москва «____» __________ 2017 г.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский центр № 1» (ФГБУ «НИЦ № 1»), именуемый в дальнейшем «Учреждение», в лице директора Ковалева Юрия Алексеевича, действующего на основании Устава с одной стороны, и Руководитель Проекта РФФИ, действующий на основании трехстороннего Договора между федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (Фонд), Грантополучателем и Учреждением, гражданин/гражданка Российской Федерации _______________________________________________________________________, именуемый(ая) в дальнейшем «Грантополучатель», с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:

1. Предмет договора

1.1. Грантополучатель выполняет работы по Проекту, а Учреждение принимает на себя обязательства по его поручению совершать от своего имени и за счет гранта юридические и иные действия, связанные с исполнением работ по
___________________________________________,
(указать номер гранта, получившего поддержку РФФИ)

за оказание которых Грантополучатель обязуется компенсировать расходы Учреждения по организационно-техническому обеспечению Проекта в размере не более 20 % средств гранта.

В рамках настоящего Договора под Грантополучателем следует понимать физическое лицо либо коллектив физических лиц в лице Руководителя Проекта, получивших грант Российского фонда фундаментальных исследований (далее - Фонд) по результатам Конкурса.

Руководителем Проекта является физическое лицо, которому коллектив физических лиц доверяет представлять интересы во взаимоотношениях с Фондом, Учреждением, иными юридическими и физическими лицами по вопросам представления научного Проекта на Конкурс, общего руководства научным Проектом при его выполнении, в том числе распоряжение денежными средствами (Грантом).

1.2. При исполнении условий данного Договора Стороны руководствуются Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Фондом (далее - Правила), Перечнем, допускаемых фондом расходов Гранта, выдаваемого победителям конкурса инициативных научных проектов (далее - Проекты) и иными требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Грантополучатель имеет право:

2.1.1. Давать поручения на перечисление денежных средств Гранта с лицевого счета Учреждения в соответствии с Перечнем допускаемых расходов;

2.1.2. По запросу получать от Учреждения сведения о расходовании Гранта;

2.1.3. Направлять соответствующие поручения Учреждению о возврате Гранта (части Гранта) в Фонд во всех случаях, предусмотренных трехсторонним Договором между Фондом, Грантополучателем и Учреждением;

2.1.4. Досрочно расторгнуть Договор.

2.2. Грантополучатель обязан:

2.2.1. Выполнять Проект вне рамок трудовых отношений с Учреждением и в нерабочее время;

2.2.2. Своевременно информировать Учреждение о своих требованиях, касающихся предмета и условий заключения сделок путем направления поручений;

2.2.3. Расходовать денежные средства Гранта в соответствии с Перечнем допускаемых расходов;

2.2.4. Своевременно давать Учреждению указания по порядку выполнения сделок в случае изменения условий их исполнения или появления обстоятельств, влияющих на их исполнение;

2.2.5. Принимать представленные Учреждением отчеты о совершенных по поручению Грантополучателя сделках (заключенных договорах);

2.2.6. Своевременно информировать Учреждение о прекращении работ по Проекту;

2.2.7. При проведении работ по Проекту соблюдать требования Учреждения по правилам проведения работ в используемых помещениях Учреждения (в т. ч. соблюдений техники безопасности, пожарной безопасности, пропускного режима и пр., выполнения работ на соответствующем оборудовании);

2.2.8. Предоставлять Учреждению график работы членов коллектива в случае использования в нерабочее время по согласованию с Учреждением помещений, оборудования, средств связи, электроэнергии, газа, воды и т. п. для выполнения работ по Проекту;

2.2.9. Своевременно информировать о замене Руководителя Проекта в случаях, предусмотренных Правилами.

2.3. Учреждение имеет право :

2.3.1. Информировать Грантополучателя о невозможности продолжения работ по Проекту по основаниям, предусмотренным трехсторонним соглашением, требованиям действующего законодательства и при нарушении требований, предусмотренных п. 2.2.7;

2.3.2. Не производить оплату по обязательствам Грантополучателя на основании его Поручений, если эти расходы не предусмотрены Перечнем допускаемых расходов, а также в случае, если требование о приостановке платежей будет заявлено Фондом;

2.3.3. Оказывать содействие Грантополучателю в проведении переговоров с третьими лицами и участвовать в согласовании условий сделок.

2.4. Учреждение обязано:

2.4.1. Обеспечить обособленный учет имущества, приобретенного за счет средств Гранта, и операций с Грантом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

2.4.2. Принять на свой лицевой счет денежные средства Гранта как средства во временном распоряжении, предоставленные Фондом Грантополучателю;

2.4.3. Предоставить Грантополучателю условия для выполнения работ по Проекту, в том числе помещения, оборудование, средства связи, возможности пользоваться электроэнергией, газом, водой и т. п.;

2.4.4. Контролировать соответствие целей, заявленных Грантополучателем в Поручении, Перечню допускаемых расходов;

2.4.5. От своего имени по поручению Грантополучателя заключать договоры с третьими лицами на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и т. д., необходимых для реализации Проекта, и при участии Грантополучателя принимать и оформлять приемку этих работ, услуг, товаров и т. д.;

2.4.6. Вести учет расходов, произведенных по настоящему Договору, в аналитических реестрах учета;

2.4.7. Предоставлять Фонду возможность осуществлять контроль расходования Гранта;

2.4.8. Вернуть Фонду денежные средства Гранта, не израсходованные в текущем финансовом году;

2.4.9. Незамедлительно информировать Грантополучателя об обстоятельствах организационного характера, препятствующих работам по Проекту;

2.4.10. Производить расчеты с Грантополучателем в соответствии с его Поручениями;

2.4.11. Создать Грантополучателю условия для выполнения работ по Проекту, обеспечить безопасное ведение работ;

2.4.12. Немедленно информировать Грантополучателя об изменении условий сделок, совершаемых по его Поручению на средства Гранта, либо об обстоятельствах, влияющих на их исполнение;

2.4.13. При исполнении настоящего Договора соблюдать требования действующего законодательства по охране законных интересов Грантополучателя.

3. Порядок выполнения поручений и предоставление отчета
о проделанной Учреждением работе

3.1. Грантополучатель направляет Учреждению письменные Поручения о заключении договора с третьими лицами с указанием всех необходимых условий сделки и иные Поручения, связанные с расходованием средств Фонда, после чего Учреждению обязано выполнить Поручения Грантополучателя в соответствии со сметой расходов.

3.2. Отчеты (Карточка расходов) Учреждения о проделанной работе составляются в произвольной форме и направляются Грантополучателю по его требованию.

Отчет (Карточка расходов) Учреждения должен содержать:

Перечень и суммы расходов по совершенным сделкам по Поручению Грантополучателя и документы по ним (счета, акты выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры и др.);

Итоговую сумму расходов по совершенным сделкам;

Остаток средств по Проекту на конец отчетного месяца.

3.3. При наличии возражений по Карточке расходов Грантополучатель сообщает о них Учреждению в течение 5-ти рабочих дней со дня получения данных для отчета.

3.4. Учреждение представляет Грантополучателю акт оказанных услуг по настоящему Договору.

4. Размер возмещения расходов Учреждения
по организационно-техническому обеспечению Проекта и порядок расчетов

4.1. Возмещение расходов Учреждения по организационно-техническому обеспечению научного Проекта в связи с исполнением обязательств по настоящему Договору составляет не более 20 % от суммы Гранта, что составляет _________________________________ (рублей).

4.2. Средства на возмещение расходов по организационно-техническому обеспечению Проекта удерживаются Учреждением из поступивших на лицевой счет средств Гранта без специального Поручения Грантополучателя.

5. Ответственность сторон

5.1. Сторона, нарушившая свои обязательства по настоящему Договору, должна без промедления устранить нарушения или принять меры к устранению последствий.

5.2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.

5.3. Все споры по настоящему Договору решаются путем переговоров.

5.4. При неурегулированности в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до окончания трехстороннего Договора между Фондом, Грантополучателем и Учреждением.

6.2. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.

6.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7. Реквизиты и подписи сторон

Подписи Сторон:

Директор ФГБУ «НИЦ № 1» __________________ Ю. А. Ковалев

Грантополучатель ____________________

НДФЛ

Статьей 217 Налогового кодекса установлен перечень видов доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц. Доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта, предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с РФФИ, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании пункта 6 статьи 217 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-04-06/17268). В перечень российских организаций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602, включен РФФИ, в связи с чем гранты, предоставленные налогоплательщикам из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Теперь поговорим об оплате отпусков. Оснований для освобождения от налога сумм оплаты отпуска в статье 217 Налогового кодекса не содержится. В связи с этим такие доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке. Также нужно удержать НДФЛ с отпускных за счет средств гранта. На эти суммы льгота не распространяется (письмо Минфина России от 20 января 2017 г. № 03-04-06/2412).

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления. В пункте 2 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, указывается, что для расчета среднего заработка учитываются все преду­смотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Таким образом, если учреждение-грантополучатель осуществляет выплаты за счет средств грантов физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях в соответствии с трудовыми договорами, то данные выплаты являются частью заработной платы (ст. 129 Трудового кодекса) и, соответственно, учитываются при расчете среднего заработка. Если выплаты за счет средств грантов физическим лицам осуществляются в рамках гражданско-правовых отношений, то данные траты не учитываются при расчете средней заработной платы (письмо Минтруда России от 15 марта 2016 г. № 17-4/В-107).

Бухгалтерский учет

В соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями, в том числе РФФИ, с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет последнего. Указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученные физическими лицами, средствами учреждения не являются.

Принимая во внимание характер средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами учреждения. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов» ) классификации операций сектора государственного управления. Направление средств на компенсацию затрат учреждения на выполнение научного проекта в случаях, предусмотренных условиями договора о предоставлении гранта, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» .

Форма выплат определяется соглашением получателя гранта с учреждением. Возможными являются перечисление на счет, указанный руководителем проекта, выдача наличных и другое. При согласии учреждения выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению руководителя.

В бухгалтерском учете бюджетного или автономного учреждения (письма Минфина России от 25 января 2016 г. № 02-07-10/2899 и от 17 августа 2016 г. № 02-07-10/48337) такие выплаты отражаются следующим образом:

Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 201 11 610, 3 201 34 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия средств из кассы учреждения»
- выплачены руководителю или исполнителям по проекту компенсации трудозатрат.

Перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручение на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения (учетной политикой). При формировании учетной политики можно предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств гранта (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Указанные операции, в силу положений пункта 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражаются (письмо Минфина России от 19 января 2016 г. № 02-07-10/1601).

Если выплата по статье «Компенсация трудозатрат» произведена руководителю проекта, он имеет возможность распределить эти денежные средства между исполнителями проекта по согласованию с ними или, если он имеет такие полномочия от исполнителей, решить этот вопрос единолично. Руководителю проекта рекомендуется получить от исполнителей проекта соответствующие полномочия. Для этого нужно составить поручения, из которых видно, что директор имеет полномочия действовать от имени членов коллектива, представившего проект на конкурс РФФИ и получившего грант, в том числе полномочия распоряжаться грантом (например, см. приложение 2).

Обратите внимание, что к компенсации трудозатрат относятся также денежные средства на оплату расходов руководителя проекта на участие в конференциях или на выполнение работ за пределами населенного пункта, в котором находится или проживает получатель гранта. По поручению руководителя проекта учреждение обязано выплатить ему денежные средства на оплату таких расходов. При этом, как отмечается в порядке РФФИ (приложение 1 к протоколу заседания бюро совета РФФИ от 4 июня 2015 г.), получатель гранта за расходование полученных от учреждения средств отчитывается перед РФФИ. Та часть денег, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т. д.), будет отнесена на статью «Компенсация трудозатрат» перечня расходов, допускаемых РФФИ.

Приложение 2

Приложение 1
к Договору

Директору
ФГБУ «НИЦ № 1»

ПОРУЧЕНИЕ

На основании Договора №________________ от _________ 2017 г., заключенного между Грантополучателем и ФГБУ «НИЦ № 1», прошу из денежных средств, полученных от РФФИ на реализацию проекта № ___________________, заключить договор на приобретение по безналичному расчету от имени Учреждения в соответствии с «Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «НИЦ № 1» от ___________

Расходные материалы (указать какие)______________________________________

Оборудование (указать какое) ____________________________________________

Услуги (указать какие) __________________________________________________

Подтверждаю, что имею полномочия действовать от имени членов коллектива, представившего Проект на конкурс РФФИ и получившего Грант РФФИ, в том числе полномочия распоряжаться Грантом, и данные расходы являются целесообразными и необходимыми для выполнения научного проекта.

Получатель Гранта
(Руководитель проекта) _____________ /________________/ Расшифровка подписи

"Советник в сфере образования", 2012, N 3

Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую НДФЛ базу? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств? И как вернуть налог, если он был удержан учреждением неправомерно? Обо всем этом читайте в статье.

Гранты

По своей сути гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т.д. на условиях, предусмотренных грантодателями. Такое определение дано, например, в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами, например:

  • для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук - Указом Президента РФ от 09.02.2009 N 146, Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260;
  • для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220;
  • для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства - Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1010, Постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 и др.

Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

Льгота по НДФЛ в части выплат за счет грантов

В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли удерживать учреждению-работодателю НДФЛ с выплат в пользу физических лиц из средств гранта?

По общему правилу НДФЛ начисляется со всех доходов физических лиц, полученных в денежной или натуральной форме, а также с доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Однако в п. 6 ст. 217 НК РФ с 1 января 2008 г. были прописаны исключения. В частности, указано, что освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень международных и иностранных организаций, при получении грантов от которых можно не взимать НДФЛ с физических лиц, а также не учитывать поступления в доходах российских организаций - получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 585, и в него включены :

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
  3. Комиссия европейских сообществ.
  4. Совет государств Балтийского моря.
  5. Совет Министров Северных стран.
  6. Международное агентство по атомной энергии.
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества.
  8. Программа ООН по окружающей среде.
  9. Программа развития ООН.
  10. Детский фонд ООН.
  11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы.
  12. Объединенный институт ядерных исследований.
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 N 216 и содержит следующие организации :

  1. Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород.
  2. Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва.
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва.
  4. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва.
  5. Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва.
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва.
  7. Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва.
  8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск.
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва.
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва.
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва.
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва.
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург.
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.
  15. Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва.
  16. Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва.
  17. Фонд инновационных научно-образовательных программ "Современное естествознание", г. Москва.
  18. Фонд "Русский мир", г. Москва.
  19. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", г. Москва.

В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 отмечено, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений, получающим гранты, необходимо следить за изменениями законодательства. Перечни организаций могут дополняться. При этом обратная сила соответствующих положений, как правило, не предусмотрена.

Например , Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был включен в Перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

Финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (утв. Решением Совета РФФИ от 12.03.2008; далее - Правила). Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются им в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта на основании утвержденной РФФИ сметы расходов и нормативных документов РФФИ. В силу п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта. Организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов (п. 2.7 Правил). Средства, поступающие на лицевой счет учреждения от РФФИ, могут использоваться учреждением на цели компенсации организационно-технических расходов на обслуживание проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из Правил следует, что получателями грантов являются физические лица - руководитель конкурсного проекта и исполнители проекта. Средства, выплачиваемые учреждениями из сумм грантов руководителям проектов и по их распоряжению научным работникам (соисполнителям грантов), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Однако бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений в ряде случаев по-прежнему облагают выплаты этим работникам НДФЛ.

Отметим, что Минфин России в многочисленных письмах говорил об освобождении от налогообложения НДФЛ средств, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, со дня включения его в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В частности, такая позиция выражена в Письмах от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20, от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34, от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249, от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 22.03.2011 N 03-04-06/9-53, от 11.04.2011 N 03-04-06/8-86, от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

ФНС России также подтверждала, что средства, выплачиваемые из сумм грантов работникам таких учреждений, освобождаются от налогообложения НДФЛ согласно п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов и расходование средств гранта соответствует его целевому назначению (Письма от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@, от 23.07.2010 N ШС-37-3/7312@, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@). При этом в Письме от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@ ФНС России указала, что льгота применяется к выплатам как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам .

Российская академия наук даже издавала по этому вопросу специальное Письмо от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

В то же время следует различать выплаты научным работникам, принимающим участие в проектах организаций, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 602, и выплаты сотрудникам, которые не относятся к указанной категории лиц. Например , в Письме от 28.01.2011 N 03-04-06/9-11 Минфин России указал, что вознаграждение за счет средств гранта, выплачиваемое штатным сотрудникам института из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала, не являющимся исполнителями проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), обеспечивающим организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. А РГНФ также включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 602, наряду с РФФИ.

Возврат излишне удержанного налога

Если бухгалтер ошибся и удерживал НДФЛ с выплат, осуществленных за счет грантов, неправомерно, налог работникам нужно вернуть.

В Письме ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@ отмечено, что возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится с учетом положений, определенных в ст. ст. 78 и 231 НК РФ.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1 ст. 231 НК РФ, установившая правила возврата излишне удержанного НДФЛ.

Налоговый агент, который обнаружил факт излишнего удержания налога, должен сообщить об этом налогоплательщику-работнику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает форму и способ, с помощью которого налоговый агент сообщает налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. По мнению Минфина России, налоговый агент вправе сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112). Сообщение может быть передано налогоплательщику лично в руки или направлено по почте. При передаче сообщения налогоплательщику на втором его экземпляре желательно получить от физического лица отметку о вручении.

В указанном п. 1 ст. 231 НК РФ ничего не говорится о том, каким образом агент должен зафиксировать факт обнаружения излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика. Логично в этом случае составить бухгалтерскую справку с указанием даты выявления ошибки.

Работник в свою очередь должен представить работодателю письменное заявление о возврате налога. Заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.03.2010 N 20-14/3/029018@).

Возврат налога физическому лицу наличными денежными средствами Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Наоборот, установлено, что возврат налога следует производить в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Поэтому работник должен в своем заявлении о возврате налога указать номер счета, на который следует перевести денежные средства.

Работодатель, получив заявление работника, обязан вернуть излишне удержанный налог в течение трех месяцев со дня получения заявления от физического лица. Если указанный срок нарушен, переплату следует вернуть с процентами. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата.

Возврат налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм НДФЛ:

  • подлежащих уплате по налогоплательщику, которому учреждение возвращает излишне удержанный НДФЛ;
  • удерживаемых учреждением по доходам других налогоплательщиков;
  • возвращаемых налоговым органом из средств бюджета по заявлению учреждения.

Зачет сумм НДФЛ, возвращаемых работнику, в счет сумм НДФЛ, подлежащих удержанию из его доходов, возможен, если он продолжает работать в учреждении и получает налогооблагаемый доход.

Возможно также зачесть, сумму возвращаемого НДФЛ в счет общей суммы налога, подлежащей уплате по учреждению в целом, без обращения в налоговые органы.

Пример. Допустим, что по ошибке бухгалтера сумма излишне удержанного налога из доходов сотрудника составила 2000 руб.

Ошибка обнаружена в апреле 2012 г. Бухгалтер обязан составить бухгалтерскую справку об обнаружении ошибки и известить работника о переплате НДФЛ.

Допустим, работник был своевременно извещен об этом и подал заявление на возврат НДФЛ 27 апреля.

Может ли налоговый агент вернуть работнику сумму НДФЛ, ранее излишне удержанную из его доходов, в апреле 2012 г. в полном размере, если известно, что сумма НДФЛ, подлежащая удержанию из доходов всех работников за апрель, составила 10 000 руб.?

Может, ведь общая сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет с заработной платы за апрель, позволяет погасить задолженность перед работником по НДФЛ. Из этой суммы налоговый агент может перечислить налогоплательщику на его банковский счет 2000 руб., а разницу 8000 руб. (10 000 руб. - 2000 руб.) он направит в бюджет.

Могут возникать ситуации, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет в течение ближайших трех месяцев, недостаточно для возврата налога физическому лицу после получения от него заявления. В таком случае налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате ему из бюджета излишне удержанной с доходов налогоплательщика суммы НДФЛ. Сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня, когда налогоплательщик подал соответствующее заявление в его адрес. Самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат (п. 2 Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112).

Требований к оформлению заявления налоговым агентом в п. 1 ст. 231 НК РФ не установлено. Рекомендуем в нем указать:

  • просьбу о возврате НДФЛ;
  • сумму возвращаемого налога;
  • налоговый период, за который она была излишне удержана и уплачена в бюджет;
  • основания для возврата;
  • реквизиты налогового агента (например, наименование организации, место ее нахождения, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты);
  • реквизиты налогоплательщика (Ф.И.О., место жительства, ИНН).

Заявление должно быть подписано налоговым агентом либо его законным представителем.

Вместе с заявлением в налоговый орган налоговый агент должен представить:

  • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
  • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

Возврат налоговому агенту из бюджета излишне уплаченной суммы НДФЛ производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту о своем решении о возврате переплаты (об отказе в осуществлении возврата) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Если принято положительное решение, переплату по НДФЛ инспекция обязана вернуть налоговому агенту в течение месяца после получения от него заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если указанный срок нарушен, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета. Но это право, а не обязанность налогового агента. Соответственно, учреждение имеет полное право вернуть работнику излишне удержанный налог только после того, как получит соответствующую сумму от налогового органа.

Сумму НДФЛ, излишне удержанную с доходов физического лица, можно зачесть в счет будущих платежей по данному налогу (п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

Такой зачет проводится при наличии соответствующих заявлений от налогоплательщиков. В свою очередь налоговый агент должен представить в инспекцию заявление о зачете переплаты (п. п. 4, 14 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган принимает решение о зачете или об отказе в зачете сумм налога в течение 10 рабочих дней с момента обращения налогового агента (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). О своем решении инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). В случае положительного решения налоговый агент вправе зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

В п. 1 ст. 231 НК РФ установлено, что при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода. Такая ситуация может возникать при ликвидации организации либо при увольнении работника из организации, которая произвела излишнее удержание налога.

Бухгалтерский учет операций по возврату налога

При отражении в бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения операций по возврату излишне удержанного НДФЛ необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , основанием для совершения операции по возврату налога является письменное заявление работника. На таком заявлении целесообразно сделать разрешительную запись главного бухгалтера или руководителя учреждения. В заявлении обязательно должна быть указана дата подачи его в бухгалтерию, а также банковские реквизиты счета, на который следует делать перечисления.

Во-вторых , следует убедиться, что у учреждения достаточно средств по возврату сумм излишне удержанного налога. Если размера текущих начислений налога недостаточно, то следует заблаговременно обратиться в налоговую инспекцию в порядке, указанном выше.

В бухгалтерском учете операции по возврату излишне удержанного налога отражаются следующим образом:

Сторно:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц"

  • скорректирована сумма начисленного налога на доходы физических лиц на сумму подлежащего возврату налога за истекший месяц;

Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"

  • перечислена сумма заработной платы работнику с учетом корректировки излишне удержанного налога (одновременно отражается выбытие денежных средств по забалансовому счету 18).

Отметим, что возврат налога осуществляется независимо от того, за счет какого источника ранее было произведено начисление заработной платы конкретному работнику, и, следовательно, независимо от того, за счет каких средств было произведено перечисление в бюджет сумм удержанного налога.

Лучшие статьи по теме