Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Реализация
  • Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ. «Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профес

Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ. «Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профес

: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: , техника, знак, природа . В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности . Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды .

Название

Тип личности

Тип профессиональной среды

Реалистический

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Исследовательский

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Артистический

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Социальный

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Предпринимательский

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Конвенциональный

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Тип среды

Реалистический

Исследовательский

Артистический

Социальный

Предпринимательский

Конвенциональный

  • «+» — благоприятно
  • «++» — очень благоприятно
  • «-» — не благоприятно
  • «- -» — очень не благоприятно

«Человек -- художественный образ»

Здесь главный, ведущий предмет труда -- художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек -- художественный образ» включают:

¦ профессии, связанные с изобразительной деятельностью;

¦ профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

¦ профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;

¦ профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Тест на определение типа личности по методике Д. Холланда.

Диагностическая цель: оценка профессионального личностного типа. Холланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть типов.

1. Реалистический тип -- несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности: механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы; любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитает действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

  • - физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;
  • - механические способности, изобретательность;
  • - математические способности.

Личностные качества и ценности: эмоциональная стабильность, надежность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично; предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать; не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений.

Более всего несхож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

  • - природа, сельская местность;
  • - наименьшее взаимодействие с другими людьми;
  • - ситуации, требующие небрежной одежды;
  • - организации с жесткой иерархической подчиненностью и авторитарностью (вооруженные силы, УВД и т.п.);
  • - фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;
  • - транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Интеллектуальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: сбор информации, ее систематизация, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через мышление, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочитает размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

  • - математические способности;
  • - аналитические навыки;
  • - научные склонности, склонности к рациональному логическому анализу;
  • - навыки письменного изложения мысли;
  • - рациональность, эрудированность.

Личностные качества и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию.

Более всего несхож с П-типом. Взаимоотношение с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопросов. Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

  • - слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;
  • - организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;
  • - ограниченность общения с другими людьми.

Артистический тип. Предпочитаемые виды деятельности: художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.), игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

  • - воображение, креативность;
  • - музыкальные способности;
  • - артистические способности;
  • - вербально-лингвистические способности;
  • - чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности: независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.

Более всего несхож с Т-типом, близок к И- и С-типу.

Предпочитаемое окружение:

  • - неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.);
  • - организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.);
  • - музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.

Социальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

  • - вербальные способности;
  • - навыки общения и взаимодействия с людьми;
  • - преподавательские, ораторские способности;
  • - навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально-теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

Более всего несхож с Р-типом и близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

  • - социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;
  • - медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы;
  • - агентства социальной защиты.

Предприимчивый тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

Способности, которыми обладает П-тип:

  • - организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения;
  • - руководящие и лидерские способности;
  • - социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;
  • - склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности: стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимисточность, энергичность, любовь к популярности.

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

  • - посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами;
  • - промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Конвенциональный тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

  • - арифметические способности;
  • - канцелярские способности;
  • - ручная тонкая моторика;
  • - организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личностные качества и ценности: сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане.

Наиболее несхож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

  • - данный тип, так же, как и тип П, хорошо работает в больших организациях, и предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;
  • - большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;
  • - отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;
  • - хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой

Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан на исследование самооценки.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе, умение многое делать своими руками. На основании соотношения уровня развития этих качеств (показатель самооценки) у испытуемого и уровня притязаний, т.е. уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его, мы сделаем выводы о высоте самооценки.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).

Карта мира профессий

Условное название типа профессий Характеристика предмета труда Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее образование
«Человек-Природа» Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Плодоовощевод, животновод Техник-лесовод,зоотехник, флорист Зооинженер, агроном, ветеринарный врач
«Человек-Техника» Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик Техник-технолог, техник-строитель Инженер
«Человек-Человек» Люди, коллективы, группы, социальные процессы Продавец, парикмахер Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения Учитель, инженер, менеджер
«Человек-Знак» Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) Наборщик, чертежник, оператор ПК Инспектор-финансист, экономист Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик
«Человек-Художественный образ» Художественные образы, их свойства, элементы Гравер, лепщик архитектурных деталей Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

Профессии типа «Человек — Природа»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

Профессии типа «Человек — Техника»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

Профессии типа «Человек — Человек»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

Профессии типа «Человек – Художественный образ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников.
Диагностика и развитие профессиональной зрелости»

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля - то, на что надо мысленно взгля-нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри-мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) - это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа - источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа-лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве-тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе-мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю-дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле-ние театрального представления, фразировка (музыкального ма-териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об-разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно-шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро-дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен-ный придуманных людьми политических, государственных гра-ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол-ландии и т.д.

Условия существования и развития человека - это система рас-селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про-странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про-странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая суще-ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено-ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно-гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач-ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге-роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи-ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри-сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро-ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис-чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай-ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо-жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра-жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри-мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра-соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима-тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри-тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж-даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное на-следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний - как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об-ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда - быстрые и сложные координированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про-сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие - нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не-предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен-но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком-позиционные принципы в своей области (изобразительное искус-ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт - уважительное отношение к со-стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол-нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не-допустимо - «можно, но нельзя» по соображениям художествен-ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду-хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про-фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол-жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи-мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра-жение свойственно любому мало-мальски активному человече-скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра-жение - непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при-крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим - отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко-вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони-мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип-лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю-дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор-трет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об-суждаемого типа профессий состоят в том, что они - новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы-ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ-ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело-веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер-шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда. Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно-гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по-падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента. Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям. Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали-сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто-ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап-ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла-шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж-на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо-рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе-ние, способность к многократным переделкам сделанного - важ-ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли-тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не-малые нервные нагрузки.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Визажист
  • Гитарист
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Композитор

«человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же, должен себе ясно представлять.

Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.

В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами.
2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой.
3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей.
4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей.
5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами.
6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.

«Человек — техника» . В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но, все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла.
Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород.
2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования.
4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств.
5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций.
6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов.
7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов.
8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими.
9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

«Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология). Труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например, есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но, все же, главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д. Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа». Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.

Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных. Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны такие качества как, заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

«Человек — знак» (или «Человек — знаковая система»). Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В. Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.

Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах.
1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование.
2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения.
3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.

Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ».
Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.
В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.

Лучшие статьи по теме