Каждая организация независимо от вида собственности и размеров должна встать на воинский учет. Такие меры Правительства РФ направлены на контроль и комплектацию войск в период военных действий и мобилизации. Согласно законодательству, предприятие не только ведет учет военнообязанных граждан, но и разрабатывает план работ по его ведению. Его утверждают в военкоматах и комиссариатах по месту регистрации организации.
План ведения воинского учета в организации
Форма составления плана утверждена в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в Приложении №17. Она представляет собой таблицу. В ней отражают все мероприятия, которые должен совершить в течение года. На основании этого приложения передают данные о принятых и уволенных военнообязанных сотрудниках.
Итак, таблица состоит из таких столбцов:
- наименование предприятия;
- ФИО и должность ответственного сотрудника;
- установленные или ориентировочные сроки выполнения мероприятий;
- отметки о выполнении этих мероприятий.
Эту таблицу утверждают и подписывают руководитель, ответственный за ведение воинского учета и начальник кадровой службы.
Воинский учет: план работ на год
Первый раздел таблицы предназначен для внесения данных о принятых и уволенных военнообязанных сотрудниках. Строки заполняют в момент принятия на работу на основании предоставленных документов: военных билетов, удостоверений и прочего. Также на основании информации в них, заполняют личные карточки. Все данные в них проверяют каждый квартал. При необходимости можно делать это гораздо чаще.
Первый раздел таблицы состоит из 11 строк:
- Постановка на воинский учет – осуществляется в день приема на работу
- Снятие с учета – предоставление данных в день увольнения сотрудника.
- Внесение сведений в личные карточки – такие мероприятия кадровый сотрудник должен выполнять постоянно.
- Проведение сверки сведений о воинском учете – ответственный за воинский учет должен ежеквартально осуществлять проверку данных.
Сверка с финансовыми ведомостями по выдаче зарплаты и табелями – такие действия выполняют каждый квартал. - Обновление личных карточек сотрудников – по мере необходимости.
- Подготовка личных карточек для сверки с военными комиссариатами – 1 раз в 6 месяцев.
- Направление сведений о принятых и уволенных сотрудниках в военкоматы и органы местной власти – в двухнедельный срок.
- Предоставление сведений о военнообязанных сотрудниках для сверки в военкоматах – такие мероприятия проводят каждый год.
- Проверка состояния картотеки с личными карточками граждан, которые пребывают в запасе – кадровый сотрудник каждый квартал обязан проверять предоставленные данные.
- Сверка личных карточек сотрудников со сведениями в военных комиссариатах – сроки выполнения этих мероприятиях устанавливают комиссариаты и военкоматы.
Второй раздел таблицы предназначен для ведения учета граждан, которые пребывают в запасе. В него входят такие пункты:
- Отбор карточек сотрудников, которые пребывают в запасе и имеют право на отсрочку от призыва в военное время и по мобилизации – такие действия кадровый работник должен осуществлять постоянно.
- Оформление отсрочек от призыва на службу в военное время и в период мобилизации – в течение 10 дней по истечении испытательного срока.
- Аннулирование отсрочек от призыва на военную службу – в течение 15 дней с момента принятия решения.
- Простановка специальных отметок в карточках сотрудниках, которые поставлены на специальный воинский учет – такие действия выполняют постоянно.
- Проверка удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу с учетными данными личных карточек – ответственный за ведение воинского учета должен проводить проверку каждый квартал.
- Проверка заполнения книги учета бланков спец. учета – каждый квартал.
- Отправка в военные комиссариаты испорченных или погашенных удостоверений – каждый квартал.
- Уточнение плана мероприятий по выдаче удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу – выполняют 1 раз в полгода.
- Проведение инструктажа с ответственными за вручение удостоверений об отсрочке от призыва – выполняют 1 раз в полгода.
Третий раздел таблицы – «Составление отчетности». В нем предусмотрен пункт о составлении отчета по форме 6. Его подают до 1 января каждого года. В нем указывают обеспечение трудовыми ресурсами. Также в этом разделе заполняют данные об изъятии карточек бронированных граждан и тех, которых снимают с учета по болезни или по достижении определенного возраста.
Четвертый раздел – «Другие мероприятия». В ней указывают информацию о военнообязанных сотрудниках. Например, изменения в состоянии здоровья граждан, пребывающих в запасе. Или выявление граждан женского пола, которые подлежат постановке на воинский учет. Кроме этого, в разделе отражают мероприятия, которые будет проводить ответственный за организацию и ведение воинского учета.
Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.
В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
- Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
- , утв. 11.07.2017.
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- Общий воинский учет.
- Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция
Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет
Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.
Пример приказа
На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.
Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.
Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.
Шаг 2. Определить, с кем работать
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:
- мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
- представителей мужского пола, находящихся в запасе;
- сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
- лиц, освобожденных от призыва;
- мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
- граждан, уволенных из армии;
- работников, служивших альтернативно;
- женщин, получивших военные специальности.
Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:
Оборотная сторона
Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.
Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом
Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.
Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.
Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Практическая часть
При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.
Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.
В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.
Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Отчетность для работодателей
Компании предоставляют отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточка учета (форма № 18).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.
Образец
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Ответ на вопрос:
Перед началом очередного календарного года необходимо составлять план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Как указано в п. 37 Рекомендаций https://budget.1kadry.ru/#/document/99/902153349/, данный план разрабатывают в течение всего календарного года и согласовывают с военным комиссариатом муниципального образования. Следовательно, план работы необходимо подавать на согласование в военный комиссариат 1 раз в год.
Конкретная дата не регламентирована, в связи, с чем определенную дату Вам нужно согласовать с военным комиссариатом, к которому относится организация.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1.Ответ: Как организовать воинский учет в новой организации
И.И. Шкловец
За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).
Он же определяет и , ответственных за организацию и ведение воинского учета. Для этого руководитель организации издает , форма которого приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.
Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.
Об этом говорится в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.
Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его форма приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно (п. 37 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).
Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат, как правило, представляют:
карточку учета организации по форме № 18. Унифицированная форма карточки законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего (приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 12 января 2005 г. № 2);
отчет по форме № 6, утвержденной постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г. № 760.
Конкретный перечень документов, а также форму карточки учета следует уточнить в военном комиссариате по месту регистрации организации, поскольку на федеральном уровне единый порядок не закреплен.
Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию.
Ведение воинского учета входит в обязанности каждой компании. Он предполагает выполнение ряда мероприятий, перечисленных в пункте 32 постановления Правительства РФ от 27.11.06 № 719.
К примеру, нужно направлять в военкомат сведения о принятых и уволенных работниках, подлежащих воинскому учету, вести личные карточки таких работников (по форме № Т-2 «Личная карточка работника» или № Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»), направлять данные в военный комиссариат об изменении места жительства и других личных сведений работников. Кроме того, сотрудники, которые отвечают в компании за ведение воинского учета, должны вести разъяснительную работу среди призывников и проводить сверки данных с военкоматом.
Генштаб РФ в своих Методических рекомендациях от 31.12.07 предлагает компаниям составлять ежегодный план работ по воинскому учету. Но так как в постановлении № 719 такой обязанности нет, ответственность за отсутствие плана не предусмотрена. По нашему мнению, документ целесообразно составлять, когда в компании большая численность работников, подлежащих воинскому учету. Это облегчит работу по воинскому учету, а также позволит контролировать проведение обязательных мероприятий.
В каком виде составляется
Специальной формы плана работы нет. В Методических рекомендациях Генерального штаба РФ от 31.12.07 есть примерная форма документа, где перечислены все мероприятия воинского учета, а также даны рекомендуемые сроки проведения каждого из них. Компания может взять за основу форму из методички, оставив там только необходимые графы. Сроки, за исключением тех, которые предусмотрены постановлением № 719, компания может определить для себя самостоятельно.
Что обязательно должно быть в документе
В плане необходимо отразить все работы по воинскому учету, которые проводит компания. Напротив каждого пункта пишут Ф. И. О. ответственного работника компании (если воинский учет ведут несколько сотрудников). В поле «Отметка о выполнении» компания может сделать запись с любой формулировкой. Например, «работа проведена» или «сведения направлены». Также можно написать фамилии работников, в отношении которых направлены сообщения в военный комиссариат. Это облегчит учет.
Также в документе необходимо привести сроки выполнения каждого мероприятия. Ряд сроков устанавливает постановление № 719. Они являются обязательными для всех организаций и приведены в таблице.
Мероприятие | Срок |
Ответ на запрос военного комиссариата | 2 недели |
Предоставление списков граждан в возрасте 15 и 16 лет | До 1 ноября текущего года |
Сверка сведений о воинском учете с военкоматом | Не реже 1 раза в год |
Сверка сведений в документах работников с карточками воинского учета | Не реже 1 раза в год |
Внесение в учетные карточки измененных сведений о работнике, состоящем на воинском учете, а также отправка сообщения в военкомат | 2 недели |
План утверждается на один год и подписывается руководителем компании. По желанию документ можно согласовать с военным комиссариатом, хотя в законодательстве такой обязанности нет.