Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Реализация
  • Что такое социальные гарантии? Социальная гарантия - это что? Система социальных гарантий Организация предоставляет следующие социальные гарантии работникам.

Что такое социальные гарантии? Социальная гарантия - это что? Система социальных гарантий Организация предоставляет следующие социальные гарантии работникам.

Сегодня попробуем узнать, что представляют собой социальные гарантии работникам в законном контексте и какие конкретно могут предоставляться в том или ином случае населению. Данный вопрос не только сейчас является актуальным, ведь ранее для всех работников при трудоустройстве возникала необходимость в познании этого понятия и всех сопутствующих ему моментов.

Понятие и виды социальных гарантий

Когда подыскиваешь роботу и, читая одно из объявлений, обращаешь внимание на наличие социального пакета, незнающего человека это конечно подкупает. Но нужно понимать, что наличие такого пакета обязательно и в любом случае предоставляется работнику, так как это предписано законом.

К основным гарантиям, которые должны предоставляться, так как этого требует государство, относится следующее:

  • социальное страхование (медстраховки, соцстраховки, взносы в пенсионный фонд, оплата на походной налог);
  • оплата отпуска;
  • оплата больничных листов;
  • оплата командировочных;
  • компенсация расходов транспортного характера.

Для более детального изучения списка всевозможных гарантий необходимо обратиться к трудовому кодексу. В нем содержится масса описаний, обязанностей и законов по этому поводу для определенных предприятий и разных сфер их деятельности.

Вышеперечисленные пункты являются обязательными для предоставления работодателем, а не дополнительными услугами для заманивания людей на рабочие места.

Конечно же, могут предлагаться некоторые гарантии, которые не указаны выше. Такие пункты, так называемые дополнительные социальные гарантии, называют еще компенсационными и мотивационными.

Все пункты предоставляемых гарантий должны соответствовать следующим требованиям:

  • территориальные особенности;
  • достаточная сумма;
  • финансовая и материальная достаточность;
  • процедура доведения до сотрудника.

Соцгарантии могут делиться на:

  • региональные;
  • отраслевые;
  • общенациональные.

Основная задача, к которой стремится общая система социальных гарантий, заключается в формировании защитного механизма всех элементов, включенных в структуры общества, включая отдельных индивидов от деструктивных процессов, имеющих место на любых этапах развития.

Источники финансирования

Положение о социальной поддержке населения формируется администрацией того или иного населенного пункта страны. А основными источниками финансирования данной системы могут выступать следующие формирования:

  • бюджет государства;
  • бюджет местных структур;
  • страховые фонды;
  • фонд медицинского страхования;
  • Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

Бюджеты вышеперечисленных и других социально-страховых фондов пополняются от поступающих обязательных платежей в виде единого социального налога, дотаций, страховых взносов и средств федерального бюджета и прочих бюджетов, предусмотренных законом. Источниками данных формирований могут выступать следующие:

  1. Пени и штрафы.
  2. Возмещенные деньги страхователем в случае выдвинутых требований по причине вреда застрахованному лицу.
  3. Прибыль от размещения временно освободившихся средств обязательного соцстрахования.
  4. Обязательный платеж в качестве социальной поддержки персонала от лиц, которые добровольно примкнули к системе обеспечения обязательного соцсрахования.
  5. Прочие поступления, соответствующие трудовому праву и законодательству.

Та или иная сумма вышеперечисленных и других подобных взносов устанавливается налоговым кодексом России и законами о социальном страховании. В этих документах также имеется указание, на какие категории распространяется тот или иной взнос

Денежные средства, выделенные на каждого сотрудника, должны в обязательном порядке расходоваться строго по назначенной цели, которую устанавливает закон об определенных видах обязательного соцстрахования и о бюджетах фондов на текущий финансовый период.

Социальная защита работника и организации

Заинтересованность сотрудников в любой организации и его успешное экономическое развитие зависит от того, насколько больше предоставляется каждому услуг и льгот при трудоустройстве и насколько отличается сумма от законно установленного размера.

При данных обстоятельствах в организации можно сократить текучесть кадров, ведь у работника не возникнет желание терять многочисленные льготы при уходе. К тому же, данная политика позволяет обеспечивать существование сотрудников при условии невысокой заработной платы, к примеру, как в государственных учреждениях, или же предлагаться в интересах привлечения и сохранения хорошей рабочей силы, что можно наблюдать в крупных корпорациях.

Социальные гарантии работникам, развитие их личности, сохранность здоровья – это основные условия успешного функционирования любой организации. В качестве мотивации управления кадровая политика учреждения и сопутствующие ей социальные услуги способствуют удовлетворению потребностей рабочих, их ценностей и интересов. К главным целям социальной защиты можно отнести следующее:

  1. Сравнение сотрудника со своей компанией (удовлетворение его потребностей в причастности к организации).
  2. Совпадение целей работников и предприятия.
  3. Рост трудовой производительности и увеличение желания работать.
  4. Обеспечение благоприятной нравственной атмосферой.
  5. Формирование благоприятного социального и психологического климата сотрудникам.
  6. Улучшение имиджа компании в глазах рабочих.

Как показывает современная практика, необходимо при трудоустройстве обращать внимание на социальные гарантии, которыми обещает обеспечить учреждение, где собираетесь работать. При этом следует подбирать те формы социальной защиты, которые наиболее соответствуют удовлетворению потребностей и интересов.

Со стороны руководства компании следует уделять внимание данному вопросу и проводить различные исследования, чтобы уметь реализовывать комфортные условия для качественного и эффективного труда.

Что написано в законе, то обязательно!

Часто указывая в объявлении или на собеседовании наличие социального пакета, имеют в виду оплату больничного или отчисления в Пенсионный, социальный и фонд медицинского страхования. Но нужно отметить, что все это прописано в законе и, соответственно, является обязательным к исполнению для работодателя. И обещать это в качестве какого-то бонуса по меньшей мере бессмысленно - работник и так все это должен получать.

Вот перечень основных социальных гарантий, прописанных в Трудовом кодексе Российской Федерации:

  • оплата больничных листов;
  • оплата очередного отпуска 28 дней;
  • обязательное социальное страхование (отчисления в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах, сюда же можно отнести уплату подоходного налога);
  • оплата командировочных (ст. 167, 168 ТК РФ);
  • возмещение транспортных расходов сотрудникам при работе разъездного характера (ст. 168.1 ТК РФ);
  • ст. 170, 172 ТК РФ содержат целый ряд гарантий, предоставляемых работодателем сотруднику при исполнении им государственных или общественных обязанностей, например донорство, участие в судебном разбирательстве в роли присяжного заседателя или свидетеля.

Кроме того, Кодекс содержит немало других социальных гарантий, положенных работнику. Все, что прописано в законодательстве, не является дополнительным социальным обеспечением работника - это обязательные социальные гарантии.

Дополнительно

А вот все, что предоставляется сверх положенного по закону, относится к дополнительному социальному обеспечению или, как иначе можно назвать, к мотивационному и компенсационному пакету социальных гарантий.

У нас все, что положено по трудовому законодательству, работник получает безусловно, - рассказывает о социальном обеспечении в ИД «Дважды два» замдиректора по персоналу Маргарита Степаненко. - Кроме того, у нас за счет предприятия дарятся подарки детям сотрудников и сотрудникам к Новому году, сотрудникам и сотрудницам к 23 февраля и 8 Марта, соответственно, а также подарки ко дню рождения. Выдается материальная помощь к дню свадьбы, рождению ребенка или на похороны близкого родственника и другая материальная помощь на усмотрение директора. Выдаются, при их наличии, билеты в кино, театр и на концерты. Немаловажно и то, что сотрудники получают доплату за стаж работы в нашей компании. Так мы избавляемся от текучки кадров и закрепляем своих специалистов на предприятии.
Такие меры поддержки работников сверх получаемой ими зарплаты и положенных по закону социальных гарантий называется мотивационным обеспечением или мотивационным социальным пакетом.
Кроме мотивации сотрудника, работодатель может предложить ему и дополнительные компенсации расходов. Например, довольно распространена практика оплаты мобильных переговоров или транспортных расходов, а также амортизации людям отдельных профессий. Среди них таксисты и водители на личном транспорте, торговые агенты.

У нас компенсируется частично или полностью амортизация автомобиля и расходы на бензин и мобильная связь, - поясняет Маргарита Степаненко. - Но такую компенсацию получают не все работники, а только некоторые категории, у которых работа связана с этими расходами.

Зарубежный опыт

Ценность такой поддержки оценена не всеми руководителями российских предприятий. Кто-то считает, что работник получает за свой труд положенную ему зарплату и больше ему ничего не положено. Другие работодатели назначают мотивационную поддержку работников, «потому что так делают все». То есть идут вслед за рынком трудовых ресурсов, но рвения особого не проявляют.

Между тем, в зарубежных странах этому вопросу уделяется большое внимание. Считается, что дополнительные социальные гарантии должны составлять не менее трети от зарплаты работника. В противном случае он их просто не заметит.

Так же чревато опираться просто на высокую зарплату, так как уже через полгода персонал к ней привыкнет, и ему будет не хватать данного уровня дохода. А повышать сколько-нибудь значительно зарплату по несколько раз в год работодатель не сможет.

Поэтому в развитых странах программы дополнительной поддержки и мотивации работников тщательно прорабатываются и отслеживаются по результативности.

Большим плюсом при трудоустройстве считается наличие дополнительного страхования жизни, здоровья и стоматологическая страховка. Не менее важно, например, и предоставление такой мелочи, как место на парковке.

Зачастую в других странах, а теперь и в России, соискатель, узнав, что на предприятии не предоставляются дополнительные социальные гарантии, отказывается от работы.

Хороший руководитель понимает, что для полной самоотдачи работника не должны беспокоить другие заботы. Если сотрудник знает, что ему предстоит отстоять в очереди в больницу или придется искать подарок для близких, он не сможет работать в полную силу. Именно поэтому руководители и стараются компенсировать трудозатраты не только деньгами, но и дополнительными услугами и бонусами.

Важным моментом является забота о детях сотрудников. В иностранных компаниях работающим родителям из числа персонала оплачивается детский сад или, довольно часто, открываются детские группы прямо на территории компании. Так у родителей и молодых работников, готовящихся создать семью, не болит голова, кто же будет смотреть за детьми, пока они делают карьеру.

В Издательском доме «Дважды два», - рассказывает Маргарита Георгиевна, - сотрудники к первому сентября получают талон на определенную сумму по корпоративной акции «Дети в школу». А летом мы компенсируем часть суммы на путевку в лагерь для ребенка.

Если в России принято предоставлять универсальный социальный пакет всем работникам, то во многих других странах работники получают дополнительные бонусы в зависимости от должности и вклада в развитие фирмы. Например, более удобное место на парковке может предоставляться топ-менеджерам или наиболее ценным сотрудникам.

Кроме того, часто дополнительный соцпакет предоставляется в виде списка, в котором работник выбирает именно те бонусы и услуги, которые ему нужны.

Например, в такой ситуации, когда руководство решит поощрить сотрудников бесплатной путевкой в тренажерный зал, гипертоники или люди с больной спиной никакой выгоды не извлекут. А если будет выбор между походом в театр или кино, тренажером и массажем, то любой работник сможет выбрать то, что подходит именно ему. Это достаточно удобно для сотрудников, а значит, и работодатель получит свою выгоду в виде здоровых, отдохнувших и готовых продуктивно работать сотрудников.

Здоровье

Очень многое об отношении руководителя к работникам говорит наличие дополнительного социального пакета. Но еще более важно присутствие в этом пакете медицинских услуг. Это важно не только для работника - он заботится о своем здоровье и сможет не переживать в случае болезни, тем более если он иногородний и приписан к отдаленной поликлинике.

Наличие дополнительной медицинской страховки или медицинских услуг важно и работодателю. Не секрет, что компании теряют огромные средства из-за болезни работников. Особенно это сказывается зимой во время эпидемий - работать надо, а 20-30 процентов сотрудников либо лежат дома и в больнице, либо больные приходят на работу. А это влияет на продуктивность как их собственную, так и их коллег.
- У нас большое внимание уделяется здоровью наших работников, - рассказывает Маргарита Степаненко из ИД «Дважды два». - Если сотрудник подхватил вирусную инфекцию, тем более в сезон, когда бушуют эпидемии гриппа и других заболеваний, ему настоятельно рекомендуется не приходить на работу. В таком случае даже без предоставления больничного листа наш работник получает 2-3 дня оплачиваемого отгула. Это более выгодно, чем платить больничные половине коллектива, которую он может заразить, придя на работу в таком состоянии. Кроме того, каждый месяц у нас выделяется определенная сумма на обслуживание в медицинском центре «Диагност» и каждый работник может взять туда бесплатный талончик. Также при острых болях мы даем талоны на стоматологическое обслуживание.

Что еще?

Выбор различных услуг, бонусов и гарантий в дополнительный социальный пакет довольно широк. Тут уж каждый руководитель решает, что выбрать. Наиболее удобно это для директоров небольших фирм - в таком случае шеф знает, что необходимо его сотрудникам.

В крупных же компаниях руководителю стоит назначить ответственного специалиста или даже создать комиссию по выявлению потребностей персонала. Тут важно тщательно отработать кадровой службе совместно с руководителями подразделений и дать руководителю полный отчет о желаниях и проблемах сотрудников.

К примеру, очень важно наладить питание работников.

Голодный работник - не работник. Но в нашей стране зачастую в офисах и на производстве нет не только оборудованной столовой, но даже и просто отдельной комнаты со столом и стульями. При этом на рабочем месте обедать запрещается. И как тут быть сотруднику? Ехать домой или обедать в столовой не всегда есть возможность.

В нашей компании на обоих этажах офиса есть столовые с холодильником и микроволновкой, чайником, диспенсером с водой и набором посуды, - рассказывает Маргарита Степаненко. - У сотрудников есть выбор - кто-то приносит обед с собой, кто-то ходит в магазин, столовую или домой.

В других компаниях решение находят в заказе доставки еды в офис - часть расходов или полностью заказ оплачивает фирма.

Мнение:

Анна Кошкарева, заместитель директора по экономике и финансам ИД «Дважды два»:

Администрация нашего предприятия заботится о здоровье работников. Для этого делается немало. Так, на нашем предприятии можно пройти бесплатное диагностическое обследование и лечение в медицинском центре и в стоматологическом кабинете. Я и сама пользовалась этими услугами от нашей компании. Было удобно взять талончик на работе и сразу пойти на прием - не нужно выстаивать очереди в поликлинике. Да и руководство всегда в курсе, где задержался работник и что с ним.

Перед тем как сократить работника, по закону работодатель обязуется предложить ему другую работу, которая будет ему подходить. Один из критериев любого рабочего места - это вакантная должность.

Отсутствие четкого определения

Известна масса случаев, когда возникают трудности в сфере правильной трактовки закона в том смысле, что здесь очень важно правильно понимать, что на самом деле является вакантной должностью.

Для этого в законодательстве чётко описаны признаки вакансии в Москве, столицах республик, краевых и областных центрах, повсеместно на территории страны:

1. Это такая работа, которая полностью соответствует квалификации сокращаемого работника.

2. Эта должность не является более низкооплачиваемой либо нижестоящей по должностному положению.

3. У работника по состоянию здоровья есть возможность выполнять эту работу.

4. Работа подходит сотруднику по месторасположению.

Если работа находится в другой местности, однако у работодателя есть возможность предложить её своему работнику в порядке перевода, это должно быть предусмотрено трудовым договором либо каким-то другим соглашением.

Обязанности работодателя при сокращении работника

Согласно законодательству, работодатель должен предлагать работнику такую работу, которая будет удовлетворять его не только по квалификации, но и соответствовать его опыту, состоянию здоровья, подходить по местонахождению. И сделать это он должен ещё до прекращения трудового договора, притом не только по причине сокращения работника, но и во множестве других случаев, которые также предусмотрены Трудовым Кодексом РФ.

К таким случаям относятся:

1. Если квалификация, состояние здоровья, результаты аттестации либо опыт работника не соответствуют той должности, которую он занимает в настоящий момент.

2. Если на данную вакантную должность восстановлен сотрудник, который ранее выполнял данную работу, что может быть определено инспекцией труда либо решением суда.

3. Если работник дисквалифицирован либо получил какое-либо другое административное наказание, которое исключает возможность выполнения этим работником своих должностных обязанностей.

4. Другие случаи.

Вакантная должность как свободное рабочее место

На практике очень часто возникают всевозможные споры по вопросу о понятии вакантной должности. И это обусловлено тем, что нет четкого понятия вакантной должность, это даже не прописано в законе. В ряде случаев вакантной должностью называют только свободные рабочие места, то есть те должности, которые никем не заняты. Некоторые представители закона считают, что работодатель обязан предлагать и те должности, которые временно остаются свободными по причине отсутствия работника на своём рабочем месте, даже тогда, когда это рабочее место за ним сохраняется. В этом случает речь идёт о так называемых временных вакантных должностях.

Тем не менее такая позиция не всегда является правильной и справедливой. Те должности, которые закреплены за временно отсутствующими работниками, не могут являться вакантными. Работодатель имеет право их предлагать своим сотрудникам в специальном порядке перевода.

Свободное рабочее место, которое имеется в штатном расписании, - это вакантная должность и есть. При этом свободная должность - это та, на замещение которой не заключен трудовой договор ни с одним работником. Работодатели не обязаны предлагать работникам перевод на должности, которые являются временно свободными. Отсюда следует, что они не несут административной ответственности за то, что не осведомили работников о наличии таких должностей. Однако в случае любого спора закон находится сначала на стороне работника, тем более что в законе такие ситуации не предусмотрены.

Уволить нельзя оставить

Увольнение представляется возможным только в тех случаях, когда трудоустроить работника невозможно, т. е. нет свободной вакантной должности. Если его переводят на должность, которая сохранена за другим работником, то это значит, что работодатель не выполняет своих обязательств по трудоустройству работника, а всего лишь предоставляет ему временную должность, перевод на которую на постоянной основе невозможен, потому что после заключения трудового договора изменение его сроков незаконно.

В случаях, когда работодатель всё же решает определить работника на временную должность, существуют два варианта дальнейшего развития событий. Первый - когда работодатель переводит сотрудника на должность, которая невакантна, а когда истекает срок его временного перевода на эту должность, он увольняет его по сокращению, потому что его должность сокращена, а другую работодатель предложить ему не может. Второй вариант - когда работодатель расторгает с работником трудовой договор, после чего оформляет его по срочному договору. При этом он определяет на должность, которая числится за другим сотрудником, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком.

Совмещение должностей

В некоторых законодательных источниках указано, что работодатель обязан предлагать в качестве вакантной должности ту работу, которая выполняется совместителем. То же самое подтверждено и судебной практикой. Некоторые судьи считают, что увольняемому сотруднику обязаны предлагать только те рабочие должности, которые не заняты, и отбор на вакантные должности в таких случаях не является целесообразным. А свободной может считаться только такая должность, которая по трудовому договору никем не замещается. Если же сотрудник работает на условиях совмещения должностей, такая должность вакантной считаться не должна.

Что говорит Трудовой кодекс о совмещении должностей?

В предусмотрен несколько упрощённый порядок по совмещению должностей, а также Здесь есть одно условие - письменно предупредить об этом в течение трёх рабочих дней. В тех случаях, когда работник трудится на половину ставки, вторая её половина остаётся вакантной, а это значит, что сотруднику такая работа должна быть предложена. Судебная практика также доказывает существование такого правила.

Согласно некоторым положения Трудового кодекса, который говорит о законодательном понимании понятия вакансии в Москве, городах федерального назначения и во всех субъектах РФ, если работник дал письменное согласие, то наряду с основной работой, которая определена трудовым договором, ему может быть предложено выполнять дополнительную работу в соответствие с его профессией и навыками, и оплачивается это, как правило, дополнительно.

При совмещении должностей заключение трудового договора не требуется, что отличает такие случаи от тех, когда сотрудник выполняет работу по совместительству. При совмещении должностей он занимает единственную должность, но совмещаемая должность, на которой он выполняет свои обязанности, при этом остаётся вакантной. В этом случае сотрудники, работающие по совмещению должностей, получают дополнительную оплату труда.

Порядок предоставления работнику вакантной должности

Для каждого сотрудника, которого работодатель собирается сократить на занимаемой им должности, было бы целесообразно составить список наличия вакантных должностей, которые ему подойдут, индивидуально. В таком списке должны быть указаны все основные требования к опыту его работы, квалификации, размер и особенности предлагаемой работы. Если ему предлагают должности, которые свободны временно, это должно обязательно быть указано в данном списке, вместе с причиной того, почему эта должность временно никем не занята.

Порядок уведомления претендента на вакантную должность об имеющихся свободных рабочих местах

Здесь предусмотрено несколько вариантов:

1. Работодатель уведомляет работника один раз во время прекращения действия трудового договора.

2. Во время всего периода организации штатных мероприятий периодически обновляется список вакантных должностей, пока работник не примет решение перевестись на одну из них.

3. Уведомить сотрудника следует дважды - во время вручения ему уведомления о запланированном сокращении штата сотрудников и при прекращении трудового договора.

Список вакансий

Работодатель самостоятельно принимает решение о том, в каком порядке и сколько раз знакомить сотрудника со списком вакансий. Однако при этом нужно учитывать, одного вручения уведомления о переводе на другую должность недостаточно, потому что за то время, пока работник получит подобное уведомление, количество вакантных должностей может существенно измениться. Если какие-либо новые должности стали свободными, она также должны быть предложены увольняемому работнику. Главное в этом случае, чтобы работодатель смог подтвердить, что на момент увольнения сотрудника перевод его на другую должность был невозможен, так как работник отказался от всех предложенных ему вакансий. Если работодатель неоднократно предлагал работнику другие вакансии, то он может перевести его на другую должность, не дожидаясь, пока сроки предупреждения истекут.

Работодатель обязан говорить, что вакантные должности - это те, которые сейчас свободны, и предлагать их, в противном случае перевод может быть признан судом вынужденным, а это означает, что со стороны работодателя быть допущены действия незаконного характера.

Если вакантная должность подходит сразу нескольким увольняемым работникам, но она одна, то в таком случае работодатель может самостоятельно решать, кому предлагать данное рабочее место, и сначала её предлагают тому сотруднику, которому она подходит наиболее всего. И только если тот работник отказывается перевестись на эту должность, её предлагают всем остальным.

Конкурс на замещение вакантных должностей

В Трудовом кодексе Российской Федерации сказано, что одно из оснований для заключения трудового договора - избрание соответствующей должности на основания проведения конкурса. Идентичную информацию можно увидеть и в положении о конкурсе на замещение вакантной должности или в Указе президента РФ. Этот конкурс производится для того, чтобы в полной мере оценить профессиональный уровень всех кандидатов на вакантную должность, а также их соответствие всем основным требованиям к должности.

Кто имеет право участвовать в конкурсе?

Также в Трудовом кодексе чётко определены все категории работников, которые имеют право участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы. Таких категорий всего три - это муниципальные служащие, научно-педагогические специалисты высших учебных заведений, а также государственные гражданские служащие. Когда речь идёт о других учреждениях, то процедура заключения трудовых договоров может быть предусмотрена иными законодательными актами более локального характера, к примеру положениями и уставами.

Помимо этого, Трудовой кодекс устанавливает особые требования, которые обязательно должно соблюдаться при оформлении трудового договора в результате избрания кандидатуры по конкурсу.

Поступление на государственную службу

К работнику, принимающему участие в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы и поступающему на работу в порядке вышеприведенного отбора, законодательством установлены следующие требования:

1. Работник должен являться гражданином Российской Федерации.

2. Возраст работника - не менее 18 лет, то есть он должен быть совершеннолетним, а это - главный признак того, что он в полной мере может осуществлять свои обязанности как гражданин РФ.

3. Работник должен владеть государственным языком.

4. Принимающий участие в конкурсе на замещение вакантной должности и возможно будущий работник государственной службы должен соответствовать всем квалификационным требованиям. Для поступления на некоторые должности требуется иметь высшее образование, в других случаях это не обязательно, поэтому все нюансы должны быть тщательно проверены и учтены.

В течение нескольких рабочих дней все заявления, поступившие от кандидатов на должность, направляются представителю организации и всем участникам конкурса. Специальная конкурсная комиссия выбирает одного из них и выносит решение о заключении трудового договора. Остальные кандидаты имеют право быть внесёнными в кадровый резерв организации.

Для большей заинтересованности работников в сохранении рабочего места именно на данном предприятии и привлечения высококвалифицированных кадров работодатели вводят на предприятии дополнительные социальные гарантии. Они обычно касаются охраны здоровья работников, улучшения их жилищных условий и т.д. Такие меры всегда привлекательны для наемных работников.

Разумеется, предоставление дополнительных социальных гарантий никак не может отменить или уменьшить размер гарантий и компенсаций, выплата которых возложена на работодателей законодательством.

1. Работодатель обеспечивает Работнику во время работы на предприятии следующие дополнительные социальные гарантии:

Дополнительный отпуск в связи с временной нетрудоспособностью;

Выплату дополнительных сумм к установленному законодательством пособию по государственному социальному страхованию;

Медицинское обслуживание в виде выплаты компенсации за пользование платными медицинскими услугами в следующих учреждениях:

Санаторно-курортное обслуживание в виде предоставления ежегодных бесплатных либо частично оплаченных путевок;

Бытовое обслуживание в виде:

Дополнительную компенсацию в возмещении вреда, причиненного здоровью Работника;

Выплаты семье Работника в случае его смерти;

Периодическое проведение за счет Работодателя медицинского обследования и оценки состояния здоровья и трудоспособности Работника;

Поддержание здоровья в случае ухудшения его состояния как во время работы, так и по обстоятельствам, не связанным с исполнением трудовых обязанностей.

2. В случае, если причиной ухудшения здоровья Работника явились злоупотребления алкоголем или наркотиками, дополнительные выплаты на медицинское обслуживание не производятся, либо, по согласованию сторон, Работнику может быть предоставлена ссуда на медицинское обслуживание.

3. Часть перечисленных гарантий применяется к Работнику в случае выхода его на пенсию.

Некоторые предприятия, особо заинтересованные в привлечении высококлассных специалистов, формируют фонд участия персонала в прибылях. В этом случае работники заинтересованы в преуспевании предприятия в целом. Работодатель может разработать специальный документ об участии персонала в прибыли в качестве локального нормативного акта, возможно и включение этого условия в каждый трудовой контракт. Наиболее часто подобное условие включается в трудовые контракты в акционерных обществах.

Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

Выплату в установленном порядке пособия по безработице;

Оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

Возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению Государственной службы занятости;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

Решение о назначении пособий по безработице либо отказе в их назначении принимается Государственной службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

За первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель - 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель;

За первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель - 75% минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного (более 1 года) перерыва при наличии у них общего трудового стажа не менее 1 года и при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

За первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель - 70% минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них общего трудового стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в Государственной службе занятости. Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.

Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида - до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более - на 20%.

В случае болезни безработного вместо пособия по безработице или стипендии выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам, уходу за больным ребенком), а срок получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий срок выплаты пособия по безработице.

Пособие по безработице, как правило, не выплачивается в случаях:

Увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской дисциплины и иные виновные действия, а также в случае потери источника дохода в результате виновных действий;

Увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) по собственному желанию без уважительных причин;

Непредоставления по требованию центра занятости декларации о доходах.

Выплата безработному пособия прекращается в случаях:

Трудоустройства;

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости;

Окончания установленного законом срока выплаты;

Получения пособия обманным путем;

Осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

Получения пенсий или пособий в размерах, превышающих размер пособия по безработице.

В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; если безработный дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения.

Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи (3, ст. 19). На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости (ст. 17). Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев - 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин.

При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

К социальным гарантиям, предоставляемым безработным, следует отнести также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. К общественным работам относятся такие виды работ, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.

К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т. п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным.

Трудовые и социальные гарантии муниципальным служащим (Давыдова Е.В.)

Дата размещения статьи: 13.09.2014

Для обеспечения правовой и социальной защищенности муниципальных служащих, эффективного исполнения ими должностных обязанностей, а также компенсации ограничений, предусмотренных законодательством, им устанавливается ряд гарантий. Поскольку на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), гарантии им установлены и трудовым законодательством, и данным Законом. Но не только - также они могут устанавливаться законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. О том, на что имеют право муниципальные служащие в области трудовых отношений, расскажем в статье.

Гарантии и акты, их устанавливающие

Гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ).
Гарантии для муниципальных служащих можно разделить на основные и дополнительные. Основные установлены федеральными законами (Трудовым кодексом, Законом N 25-ФЗ), а дополнительные - законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
К гарантиям, установленным Трудовым кодексом, относятся, например, гарантии при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда. Кроме этого, гарантии установлены для лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях, вахтовым методом, беременным женщинам, лицам с семейными обязанностями, инвалидам, совместителям и др.
А в силу ст. 165 ТК РФ работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
- при направлении в служебные командировки;
- при переезде на работу в другую местность;
- при исполнении государственных или общественных обязанностей;
- при совмещении работы с получением образования;
- при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- в некоторых случаях прекращения трудового договора;
- в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
- в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно же ст. 23 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируются:
- условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
- своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
- медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Что касается дополнительных гарантий, например, Законом г. Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы N 50) муниципальным служащим Москвы гарантируются:
- бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующая компенсация;
- ежемесячная доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности II или III степени;
- единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности муниципальной службы; и др.
Гарантии, установленные для муниципальных служащих ст. 23 Закона N 25-ФЗ, условно можно разделить на две группы. Первая - это гарантии, предоставляемые в связи с исполнением служащим своих трудовых (должностных) обязанностей (гарантии по обеспечению условий работы, выплаты денежного содержания и отдыха). Некоторые специалисты называют их экономическими. Но это не имеет принципиального значения, поскольку законодательством никакой градации не установлено. Остальные гарантии (за исключением гарантированного права служащего на защиту от насилия) можно объединить в группу социальных. Гарантии первой группы практически не отличаются от общих, установленных Трудовым кодексом, а вторая имеет свои особенности.

Трудовые гарантии

Гарантии, связанные с исполнением служащим должностных обязанностей, корреспондируют основным правам муниципального служащего согласно Закону N 25-ФЗ. Это, в частности, права на:
- обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 11);
- оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (п. 3 ч. 1 ст. 11);
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 4 ч. 1 ст. 11).
Указанные права, в свою очередь, порождают для работодателя соответствующие обязанности и должны быть гарантированы каждому муниципальному служащему.
Так, работодатель должен гарантировать служащему условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Данная гарантия кроме права работника, названного в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 25-ФЗ, связана с такими правами служащего, как:
- право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе (п. 1 ч. 1 ст. 11);
- право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (п. 5 ч. 1 ст. 11).

К сведению. Служащий, которому работодатель должен гарантировать такие условия работы, со своей стороны, должен исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (п. 2 ч. 1 ст. 12).

В зависимости от должностных обязанностей устанавливаются и условия работы. Это в первую очередь оснащение рабочего места служащего необходимой оргтехникой и канцелярскими принадлежностями. Для некоторых служащих возможно обеспечение транспортного обслуживания и т.д.
При этом такие условия труда для всех без исключения работников должны быть безопасными. В ст. 22 ТК РФ говорится, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Служащему также должно быть гарантировано право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Данная гарантия основана на закрепленном в Трудовом кодексе аналогичном принципе правового регулирования (ст. 2 ТК РФ), праве работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ) и обязанности работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).
Статья 22 Закона N 25-ФЗ предусматривает, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ.

Обратите внимание! Размер и условия оплаты труда муниципальных служащих определяют органы местного самоуправления. Размеры должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (ст. 22 Закона N 25-ФЗ).

Муниципальному служащему гарантировано право на отдых, установленное ст. 11 Закона N 25-ФЗ и ст. 21 ТК РФ. При этом отдых подразумевает:
- нормальную продолжительность рабочего (служебного) времени;
- выходные и нерабочие праздничные дни;
- ежегодный оплачиваемый отпуск.
Продолжительность и режимы рабочего времени, а также предоставление выходных и нерабочих праздничных дней муниципальным служащим регламентируется Трудовым кодексом.
А предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска имеет некоторые особенности. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона N 25-ФЗ продолжительность основного оплачиваемого отпуска должна быть не менее 30 календарных дней, а не 28, предусмотренных Трудовым кодексом. Кроме этого, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности.
В ст. 21 Закона N 25-ФЗ также установлено, что муниципальный служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в общем порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" для исчисления средней заработной платы.
Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.
К дополнительному отпуску, в частности, относится отпуск за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), порядок и условия которого определяются законом субъекта РФ. Кроме отпуска за выслугу лет, муниципальным служащим предоставляются другие дополнительные отпуска, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта РФ, например за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, за особый характер работы, за работу с ненормированным рабочим днем, работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 116 ТК РФ).
Муниципальному служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в соответствии со ст. 128 ТК РФ и может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года (ч. 6 ст. 21 Закона N 25-ФЗ).

Социальные гарантии

Социальные гарантии для муниципальных служащих касаются медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и социального страхования. При этом социальной защите подлежат не только сами муниципальные служащие, но и члены их семей.
1. Медицинское обслуживание. Муниципальному служащему и членам его семьи обеспечивается медицинское обслуживание, в том числе после выхода служащего на пенсию.

К сведению. К членам семьи в соответствии со ст. 2 СК РФ относятся супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные).

Поскольку Законом N 25-ФЗ не определено, кто из членов семьи служащего имеет право на медицинское обеспечение, перечень таких лиц может устанавливаться не только СК РФ, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований. Так, согласно ст. 30 Закона г. Москвы N 50 под членами семьи муниципального служащего понимаются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Порядок и стоимость осуществления медицинского обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований. Распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 25.08.2011 N 22-Р утверждена Стоимость медицинского обслуживания государственных гражданских и муниципальных служащих Москвы и членов их семей.
Гарантии медицинского обслуживания муниципального служащего и членов его семьи реализуются кадровым или финансовым подразделением муниципального органа, который заключает с медицинским учреждением договор добровольного медицинского страхования служащего и членов его семьи.
2. Пенсионное обеспечение. Муниципальному служащему гарантировано право на пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также на пенсионное обеспечение членов его семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Согласно ст. 24 Закона N 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.
Размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимального размера государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за счет средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), и выплачивается одновременно с ней.
Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, устанавливается законами субъектов РФ.
В силу ст. 25 Закона N 25-ФЗ стаж муниципальной службы состоит из периодов работы:
- на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
- на муниципальных должностях;
- на государственных должностях РФ и субъектов РФ;
- на должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
- на иных должностях в соответствии с законом субъекта РФ.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных устанавливается законом субъекта РФ.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом Законом N 173-ФЗ.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или некоторым другим членам семьи такая пенсия выплачивается независимо от того, состояли ли они на его иждивении, если они вне зависимости от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от страхового стажа умершего, а также от причины и времени наступления смерти, за исключением случаев полного отсутствия страхового стажа и наступления смерти вследствие совершения умершим умышленного уголовного деяния, установленного в судебном порядке, и умышленного нанесения ущерба своему здоровью. В этом случае членам семьи служащего устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
3. Социальное страхование. Муниципальным служащим гарантируется право на государственное социальное страхование на случаи:
- причинения вреда здоровью и имуществу служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании (ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Выполнение гарантий такого страхования обеспечивается Федеральными законами:
- от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ);
- от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Следует отметить, что в силу п. 6 ст. 2 Закона N 255-ФЗ законодательными, нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Однако муниципальные служащие в данный список не включены.

Защита муниципального служащего

Среди установленных ст. 23 Закона N 25-ФЗ есть гарантия, не относящаяся ни к одной группе, - гарантия на защиту муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением служащим должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Данная гарантия распространяется не на всех муниципальных служащих. В частности, на основании п. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Закон N 45-ФЗ) государственной защите подлежат отдельные категории муниципальных служащих согласно перечню, устанавливаемому Правительством РФ. Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 900. Согласно данному Перечню защите в том числе подлежат должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений.
К мерам защиты, установленным ст. 5 Закона N 45-ФЗ, относятся:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- временное помещение в безопасное место;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов, изменение внешности.

Подведем итог

Основные гарантии муниципальным служащим устанавливаются Законом N 25-ФЗ и Трудовым кодексом. При этом в ст. 23 Закона N 25-ФЗ отдельно отмечено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией или сокращением штата органа местного самоуправления и избирательной комиссии муниципальным служащим предоставляются гарантии, установленные Трудовым кодексом.
Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут устанавливаться и дополнительные гарантии.
И не нужно забывать, что если служащему указанными нормативными актами гарантировано то или иное право, обязанность по его реализации лежит на работодателе. В противном случае служащий может воспользоваться другим правом (правом на защиту своих интересов) и обратиться в суд.

Лучшие статьи по теме