Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление
  • Главная
  • Бизнес-процессы
  • Профессия лаборант — кто такой лаборант. Должностная инструкция лаборанта Какую работу выполняет лаборант

Профессия лаборант — кто такой лаборант. Должностная инструкция лаборанта Какую работу выполняет лаборант

Лаборант

Лаборант - это человек, работающий в лаборатории или на кафедре, в обязанности которого входит подготовка материалов, приборов, лабораторных емкостей для проведения экспериментов, наглядных демонстраций, презентаций, а после завершения работы - уборка инвентаря. Иногда лаборанты снимают показания с приборов, ведут журнал, обрабатывают результаты анализов.

История появления профессии ЛаборантКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

О людях, помогающих ученым и ремесленникам в их работе, нет никаких упоминаний до XII века. Античные ученые работали самостоятельно, хотя древние римляне подарили великое множество научных трудов в разных областях знаний. Впервые упоминания о лаборантах появились в средневековье. В университетах Италии и Австрии существовали лаборатории, которые младшие специалисты готовили к проведению занятий со студентами. Владельцам мастерских, изготавливающих бумагу, косметику, металлические изделия, также нужны были помощники и подмастерья, ведь конкуренция заставляла их усовершенствовать свои товары, а для этого нужно было проводить множество опытов и экспериментов.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для представителей данной профессии сегодня открывается широкое поле деятельности. В большинстве городов существуют учебные заведения, где на кафедрах нужны лаборанты. Работа для них есть и в больницах, в санитарно-эпидемических службах, центрах стандартизации и других учреждениях. Даже в сельском хозяйстве не обойтись без лаборантов, которые производят в поле сбор материалов, чтобы затем ученые могли изучать их в лаборатории. Конечно, круг обязанностей у всех этих лаборантов совершенно разный, так же, как и образование.

Особенности профессии ЛаборантУникальность и перспективность профессии

Главное для человека, который хочет стать лаборантом, это хорошее состояние здоровья. Ведь вполне возможно, что придется работать с различными вредными веществами, аллергенами. У лаборанта должны быть знания в той области, где он работает. Кроме того, он должен уметь концентрироваться, быть наблюдательным, обладать хорошей памятью, способностью работать в группе. Если получить соответствующее образование, можно продвигаться по карьерной лестнице в своей области науки.

"Подводные камни" профессии ЛаборантВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Основные риски профессии лаборанта зависят от той области, в которой он работает. Например, он может иметь дело с радиоактивными веществами, а отсюда - вред для здоровья. В медицинских учреждениях лаборанту приходится делать анализы не только крови, но и продуктов жизнедеятельности организма человека, что тоже не очень приятно. Но чаще всего это работа спокойная, безопасная.

Где и как получить профессию ЛаборантГде обучают профессии?

В основном, от лаборанта не требуется высшее образование. Для работы в школе в классах химии или физики, в вузах, в медицинских учреждениях по этому профилю вполне достаточно среднего специального образования. Но если устраиваться на работу в бактериологические лаборатории или туда, где проводятся опыты с радиоактивными веществами, где нужно не только готовить материалы, но и проводить анализ данных, где работа требует ответственности, тогда условием принятия на работу может стать высшее профессиональное образование в данной области и опыт работы.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции лаборанта, образец 2019 года. Должностная инструкция лаборанта должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности лаборанта, права лаборанта, ответственность лаборанта.

В должностной инструкции лаборанта должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности лаборанта

1) Должностные обязанности. Выполняет лабораторные анализы, испытания, измерения и другие виды работ при проведении исследований и разработок. Принимает участие в сборе и обработке материалов в процессе исследований в соответствии с утвержденной программой работы. Следит за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществляет его наладку. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру) к проведению экспериментов, осуществляет его проверку и простую регулировку согласно разработанным инструкциям и другой технической документации. Участвует в выполнении экспериментов, осуществляет необходимые подготовительные и вспомогательные операции, проводит наблюдения, снимает показания приборов, ведет рабочие журналы. Обеспечивает сотрудников подразделения необходимыми для работы оборудованием, материалами, реактивами и др. Обрабатывает, систематизирует и оформляет в соответствии с методическими документами результаты анализов, испытаний, измерений, ведет их учет. Производит выборку данных из литературных источников, реферативных и информационных изданий, нормативно-технической документации в соответствии с установленным заданием. Выполняет различные вычислительные и графические работы, связанные с проводимыми исследованиями и экспериментами. Принимает участие в составлении и оформлении технической документации по выполненным работам.

Лаборант должен знать

2) Лаборант при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: руководящие, нормативные и справочные материалы, касающиеся тематики работы; методы проведения анализов, испытаний и других видов исследований; действующие стандарты и технические условия на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее оформления; лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее эксплуатации; методы и средства выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ; основы экономики, организации труда и производства, правила эксплуатации вычислительной техники; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации лаборанта

3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

1. Общие положения

1. Лаборант относится к категории специалистов.

2. Лаборантом принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

3. Лаборант принимается на должность и освобождается от должности _____ (директором, руководителем) организации по представлению _____ (должность) .

4. Лаборант должен знать:

  • руководящие, нормативные и справочные материалы, касающиеся тематики работы;
  • методы проведения анализов, испытаний и других видов исследований;
  • действующие стандарты и технические условия на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее оформления;
  • лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее эксплуатации;
  • методы и средства выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ;
  • основы экономики, организации труда и производства, правила эксплуатации вычислительной техники;
  • основы законодательства о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда.

5. В своей деятельности лаборант руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации,
  • Уставом (положением) организации,
  • приказами и распоряжениями _____ (генерального директора, директора, руководителя) организации,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации,

6. Лаборант подчиняется непосредственно: _____ (должность) .

7. На время отсутствия лаборанта (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное ______ (должность) организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности лаборанта

Лаборант:

1. Выполняет лабораторные анализы, испытания, измерения и другие виды работ при проведении исследований и разработок.

2. Принимает участие в сборе и обработке материалов в процессе исследований в соответствии с утвержденной программой работы.

3. Следит за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществляет его наладку.

4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру) к проведению экспериментов, осуществляет его проверку и простую регулировку согласно разработанным инструкциям и другой технической документации.

5. Участвует в выполнении экспериментов, осуществляет необходимые подготовительные и вспомогательные операции, проводит наблюдения, снимает показания приборов, ведет рабочие журналы.

6. Обеспечивает сотрудников подразделения необходимыми для работы оборудованием, материалами, реактивами и др.

7. Обрабатывает, систематизирует и оформляет в соответствии с методическими документами результаты анализов, испытаний, измерений, ведет их учет.

8. Производит выборку данных из литературных источников, реферативных и информационных изданий, нормативно-технической документации в соответствии с установленным заданием.

9. Выполняет различные вычислительные и графические работы, связанные с проводимыми исследованиями и экспериментами.

10. Принимает участие в составлении и оформлении технической документации по выполненным работам.

3. Права лаборанта

Лаборант имеет право:

1. Вносить на рассмотрение руководства предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность лаборанта

Лаборант несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция лаборанта - образец 2019 года. Должностные обязанности лаборанта, права лаборанта, ответственность лаборанта.

Нет такого учебного или научного заведения, где не было бы специалистов, носящих название лаборант кто это, какие профессиональные функции должен выполнять – читайте далее.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Особенности профессии

Лаборантом называют специалиста, работающего в различных учебных, медицинских, научных учреждения, на производстве и в сельском хозяйстве, которые могут проводить исследования, брать анализы, проводить эксперименты, и многое другое, допустимое его уровнем образования и квалификации.

Он может выполнять определенные действия самостоятельно, или совместно с другими специалистами, являться ассистентом у ученого или преподавателя.

Для тех, кто рассматривает эту как свою основную, стоит сказать, что рынок труда еще не до конца наполнен и востребованность в специалистах, имеющих соответствующую квалификацию, является довольно высокой. Причем требуются лаборанты не только в государственных, но и в частных организациях.

Несмотря на то, что в основном лаборанты выполняют вспомогательные функции, они были и остаются важной частью учебно-исследовательского процесса. Это связано с тем, что им доверено контролировать состояние реактивов и прочего оборудования, проводить подготовку помещения или лаборатории для осуществления исследований или занятий

Что нужно, чтобы стать лаборантом?

Чтобы стать лаборантом не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Зачастую вполне хватает специализированного колледжа или училища.

Так как на каждой кафедре учебного заведения имеется лаборантская, то можно поинтересоваться, нужны ли здесь лаборанты. Это позволит начать свою карьеру уже во время учебы. Одновременно с этим можно будет заниматься научной деятельность, и вырасти из простого лаборанта в специалиста более высокого уровня.

Чем должен заниматься специалист?

В обязанности лаборанта входит выполнения определенных заданий и поручений, которые дает им руководитель. Он должен следить за тем, чтобы все оборудование было готово к использованию, заранее собирает все необходимое для проведения опытов, исследований.

Будут работать с различными видами реактивов и веществ. Кроме того, происходит фиксация результатов произведенных исследований в специальный журнал.

Личностные качества специалиста

Для успешного выполнения поставленных задач, лаборант должен будет обладать определенными личностными качествами. Без них не стоит даже пробовать.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

К ним относят:

  • обладать внимательностью;
  • уметь концентрироваться на поставленной работе;
  • обладать хорошей моторикой и координацией движений;
  • иметь отличную память;
  • быть аккуратным.

Так как лаборант – преимущественно работник умственного труда, то специалист должен обладать достаточно высоким интеллектом, быть готовым к интеллектуальному или творческому труду.

Очень важно. Чтобы у человека хорошо работали:

  • сенсорные системы;
  • был внимательным к мелочам;
  • хорошо работало мышление;
  • умел контролировать свои эмоции в любых ситуациях;
  • лаборанты обладают высокой эрудированностью;
  • должны быть любознательными;
  • обладать рациональным мышлением;
  • иметь аналитический склад ума.

Теперь вы знаете о лаборант кто это, что должен уметь делать и какие требования к нему предъявляются.

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Работа лаборантом - это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.

Если успешность мужчины во многом зависит от женщины, которая находится рядом с ним и помогает ему во всех его начинаниях (а иногда и направляет на правильный путь), то успех в работе ученого, медика или педагога в определенной степени зависит от качества работы лаборанта.

Название профессии подразумевает, что лаборант выполняет ряд рутинных технических задач, анализов и экспериментов в лабораторных условиях . Он может работать в различных областях, включая судебную экспертизу, здравоохранение и производство.

В целом же это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.


Кто такой лаборант

Или лабораторный техник - научно-технический сотрудник лаборатории медицинского, учебного или научного учреждения. Он выполняет практическую работу в области научных исследований, разработок и анализа. Достаточно часто лаборанты работают в тесном сотрудничестве с учеными-естествоиспытателями и инженерами в исследовательских, опытно-конструкторских и производственных лабораториях.

Впервые лаборанты появились в клинических лабораториях незадолго до первой мировой войны. В течение военного времени и в последующие годы возникла критическая нехватка подготовленных лабораторных кадров . Чтобы выйти из этой кризисной ситуации, патологи нанимали молодых женщин, которые после обучения на месте могли делать простые лабораторные анализы.

Сегодня лаборанты работают с самым современным и сложным лабораторным и компьютерным оборудованием в контролируемых условиях. Они планируют работу и эксперименты, оценивают результаты, проводят качественный и количественный анализ (спектроскопия, хроматография, гравиметрия, титриметрия, фотометрия) на неорганических и органических веществах. Поэтому подготовку специалистов по этому направлению, при всем желании, невозможно провести "на месте" (особенно, если речь идет о лаборанте, которому будет работать в бактериологических лабораториях или проводить опыты с радиоактивными веществами).

Потенциальные работодатели лаборантов:

  • Экологические агентства;
  • Специализированные исследовательские организации;
  • Университеты;
  • Больницы и клиники;
  • Банки крови;
  • Государственная служба;
  • Водные компании;
  • Фармацевтические компании;
  • Химические компании;
  • Производства пищевых продуктов и напитков;
  • Лаборант медицинской лаборатории.

Роль лаборанта разнообразна. Помимо технических аспектов она включает существенный канцелярский элемент. Для отбора проб и тестирования требуется вести документацию по результатам работы. Дополнительно к записям отдельных результатов специалисты должны иметь всю систему данных на своих местах работы, отслеживать и регистрировать входящие и исходящие лабораторные отчеты и регулярно составлять статистические отчеты.

Среди основных обязанностей лабораторных техников можно выделить:

  • забор и подготовка/тестирование образцов;
  • подготовка и обслуживание лабораторного оборудования;
  • составление химических растворов;
  • создание запасов «культуральных сред» (используются для выращивания микроорганизмов при тестировании образцов);
  • флеботомия/венепунктура;
  • маркировка и сортировка образцов тканей;
  • разделение крови на фракции;
  • подготовка и анализ материалов контроля качества;
  • ведение запасов расходных материалов;
  • стерилизация оборудования;
  • утилизация химических или биологических отходов;
  • ввод данных пациентов в компьютерные системы;
  • создание письменных отчетов и устных обзоров о результатах тестирования;
  • ведение и регистрация записей.

Карьера лаборанта - это, прежде всего, работа с пробирками, микроскопами и высокотехнологическим оборудованием. Но поскольку существует несколько типов лабораторных технологий, то среди большого выбора специализаций каждый сможет найти наиболее подходящую.


Какими личностными качествами должен обладать лаборант

Главный критерий, определяющий настоящего специалиста - у сотрудника лаборатории должен присутствовать интерес к науке. Несмотря на то, что он выполняет менее сложные или углубленные лабораторные работы, чем технолог, и не проводит самостоятельно исследования как таковые, ему необходим достаточный запас знаний в области химии, биологии, биохимии, микробиологии и физики.

Компьютерная грамотность включает знание соответствующего программного обеспечения (программное обеспечение электронных медицинских записей, лабораторная информационная система), умение пользоваться базами данных, электронными таблицами и программами обработки тестов.

Лаборанту, которому приходится работать с мельчайшими веществами и сложным техническим оборудованием, необходимо хорошее зрение, ловкость и физическая выносливость. Он должен обладать сильными аналитическими способностями, навыками критического мышления, ориентированностью на детали (небольшие изменения в показаниях теста могут повлиять на его интерпретацию). Поскольку в лабораторных условиях работают и другие специалисты, эффективные коммуникативные навыки - очень важное качество.

Преимущества профессии лаборант

Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.

При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории . Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату "за вредность", что может стать существенной прибавкой к зарплате.

Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.


Недостатки профессии лаборант

Работа лаборанта относится к достаточно сложным сферам деятельности, особенно если специалисту приходится общаться с требовательными врачами или работать с ядовитыми веществами.

Если же говорить об условиях труда лабораторного техника, то это долгие часы интенсивной концентрации и нахождение в одном положении. В зависимости от потребностей работодателя возможен ненормированный график.

Профессия включает многие риски. Лаборант может соприкасаться с потенциально инфекционными физическими жидкостями через случайные проколы кожи иглой или пролития образцов и таким образом он постоянно подвержен риску заболевания. Специалист может подвергнуться воздействию опасных химических веществ, выделяющих вредные пары и неприятные запахи, готовя образцы для анализов , обрабатывая отходы и стерилизуя оборудование.

Где можно получить профессию лаборант

Несмотря на то, что профессия лаборант считается второстепенной, обучение этой специальности может стать хорошим началом для карьерного роста. Тем более, что начать работу можно сразу же после окончания средне-профессиональной образовательной организации. Чтобы поступить в колледж, на базе которого готовят лаборантов, ученику средней школы необходимо особое внимание уделить таким предметам, как биология, микробиология, химия, математика и информатика.

Однако нужно понимать, что средне-специального образования будет недостаточно, если вы захотите, например, работать в крупных исследовательских лабораториях или стать технологом. Для продвижения по карьерной лестнице и трудоустройства на высокооплачиваемую должность вам не обойтись без высшего образования.

При поступлении в ВУЗ лучше всего выбрать очную программу обучения, которая дала бы возможность получить практический опыт в лабораторных условиях, чтобы уже на начальном этапе можно было применять теоретические познания и в дальнейшем совершенствовать свои навыки. Даже небольшой практический опыт делает соискателя более привлекательным кандидатом в глазах работодателя.

Лаборанты, имеющие среднее профессиональное образование, зачисляются на второй курс профильных университетов.

Лучшими образовательными учреждениями, которые готовят специалистов лабораторной диагностики , являются:

  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Тувинский государственный университет
  • Курский государственный медицинский университет МЗ РФ
  • Усть-Илимский филиал ВСГТУ

Источники изображений: uralcons.org, partner.onix.pl.ua, biochem.if.ua, ptgh.onego.ru

БИОЛОГ

Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) - разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года . Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

Результаты обращения в МЗ РФ:

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ . Заключение ответа:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990» лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

Лучшие статьи по теме