Обществознание, профильный уровень
Урок 88-89
МАЛЫЕ ГРУППЫ
Д.З: § 34, ?? (с.359),
задания (с.359-360)
© ред. А.И. Колмаков
- объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
- систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
- Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий
- малая группа;
- условная группа;
- референтная группа;
- групповые нормы;
- социометрия;
- деиндивидуализация;
- групповая интеграция;
- дружеские отношения.
- Группы условные.
- Референтная группа.
- Межличностные отношения в группах.
- Интеграция в группах
разного уровня развития.
Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?
Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).
Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».
Проверь себя
- Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
- Укажите три признака малой группы как системы.
- Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
- Какими бывают малые естественные группы?
- Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
- Опишите виды отношений в малой группе.
- Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
А.1. К условной группе не относится
а) жители субъекта РФ;
б) люди с высшим образованием;
в) семья;
г) индивиды
А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении
а) малая группа;
б) большая группа;
в) референтная группа
А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах
А. Первичная группа отождествляется с малой
Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.4. Что характеризует референтную группу?
а) нормативная и сравнительная функции;
б) не значима для человека;
в) группа, где человек не имеет эталона поведения
А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений
а) условная;
б) реальная;
в) естественная;
г) лабораторная
А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?
а) группа членства;
б) условная группа;
в) реальная группа;
г) большая группа
А.7. Верны ли следующие суждения?
А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.
Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.8. Верны ли следующие суждения?
А. К естественным первичным группам относится семья
Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе
а) многочисленный состав группы;
б) психологическая и поведенческая общность её членов;
в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;
г) создаются для выполнения экспериментальных заданий
А.10. Верны ли следующие суждения?
А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения
Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:
организованная, официальная, спонтанная, систематичная.
В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:
большие, малые, референтные, реальные, экологические.
В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:
референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные
В.4. Установите соответствие
А. Гринпис
Б. Поэтический кружок.
В. Школьный класс.
Г. Международное объединение защиты животных
1) малая группа;
2) большая группа
В.5. Установите соответствие
А. Семья
Б. Люди с высшим образованием
В. Класс
Г. Бригада рабочих.
1) условные группы;
2) реальные группы
Задания С.
С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.
С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.
«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.
Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
- Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
- Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Презентацию на тему "Малая группа" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Малая группа
Выполнила: Раднабазарова Е
Слайд 2
Определение
Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака. В.П. Позняков
Слайд 3
Слайд 4
Отличии малой группы от других:
наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.), личное знакомство друг с другом, непосредственное взаимодействие друг с другом, существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы, наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.
Слайд 5
Основные критерии, характеризующие, малую группу как предмет социально-психологического исследования:
сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов, идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности), осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других, наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).
Слайд 6
Параметры малой группы:
1) состав или композиция группы 2) структура группы 3) групповые процессы 4) групповые нормы 5) положение1 индивида в группе 6) групповые ожидания 7) групповые санкции
Слайд 7
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
- Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
- Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
- Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
- Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
- Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
- Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
Тема 3
Психология малой группы
Основные вопросы:
Цель занятия:
- Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
- Классификация малых групп.
- Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
- Психологическая структура малой группы.
- познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
- изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;
- уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Признаки малой группы:
- наличие двух и более людей;
- осуществление непрерывных контактов
и общение между ними;
- наличие общей цели и совместной деятельности;
- возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
- проявление чувства принадлежности к данной группе;
- формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Количественные характеристики
Нижний предел:
- «диада» (2 человека),
- «триада» (3 человека)
Верхний предел:
количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.
:
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп
Малая группа –
немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Классификация малой группы
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Социально-психологические явления и процессы малой группы:
- взаимоотношения в малой группе
- групповые устремления,
- групповое мнение,
- групповые настроения
- групповые традиции
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Психологическая структура малой группы
МАЛАЯ ГРУППА
КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА
ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА
Подструктура функциональных отношений
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Динамические процессы в малой группе
Групповая динамика
- это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Динамические процессы:
- процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
- процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
- Процесс образования малой группы
Феномен группового давления - «конформизм»
Конформность - это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Виды конформности:
- Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
- Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Сплоченность
Это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):
- Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
- Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
- Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
- Проблема лидерства и руководства
Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:
- лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;
2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;
3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);
4) лидерство менее стабильно;
5) руководство обладает -более определенной системой санкций;
6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Феномен лидерства и руководства
Это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:
- «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
- «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
- Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
стили лидерства
К. Левин выделил 3 стиля:
- «авторитарный»,
- «демократический»,
- «попустительский» («анархический»).
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
- Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непосредственных задачах.
- Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
- Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.
Социально-психологические проблемы группы
Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы
Процесс принятия группового решения (тесно связан с проблемой лидерства и руководства).
Выявлены две закономерности:
1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;
2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.
Социально-психологические проблемы группы
Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность.
Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.
Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек . Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек . В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.
Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.
Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).
Принято выделять формальную и неформальную структуру группы.
Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).
Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики : положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Структура малой группы Выполнила: Шеломенцева М.А.
Малая группа это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность.
Контактность это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
Целостность Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Нижняя и верхняя граница За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.
Структура малой группы Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).
Формальная и Неформальная Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
Коммуникативная Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
Ролевая Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
Спасибо за внимание!
«Психология группы» - Религиозная психология. Психология группы. Характеристики психологии группы. Структура малой группы. Профессиональная педагогика и психология. Группа социально-психологических явлений. Понятие группы. Малая группа. Национальная психология. Психологическая структура общества. Психологические явления.
«Социальные общности» - Конвенциальная (обусловленная) толпа. Социальные общности и группы. Социальные круги. Категории. Формы мнимых общностей. Виды социальных групп. Аудитория. Вторичные группы. Классификация социальных групп. Групповые общности. Социальные группы. Номинальные группы. Налоги и налогообложение. Первичные группы.
«Студенческая группа» - Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой. Развитие субъектности студенческих групп. Тип развития групповых субъектов. Лидерские умения, которые необходимо развивать. Объект-объектное взаимодействие. Внутригрупповая субъектность. Тенденции в самоопределении преподавателей. Предложения по объединению усилий.
«Малая социальная группа» - Позиции ведущего. Комментатор. Упражнения для диагностики. Позиции участников. Сколько же человек составляют малую группу. Группа. Малая группа - как социально – психологическое явление. Малая группа состоит: из ограниченного, небольшого числа людей. Что нужно уметь видеть в детском коллективе. Малая группа.
«Большая группа» - Признаки массового сознания. Циркулярная реакция. Процесс внушения. Уровень идентификации. Власть. Агрессивные слухи возникают в ситуациях пиковых противоречий. Внушение. Социальная напряженность. Механизмы управления. Техники «зеркалирования» и «синхронии». Конечные цели. Наличие особой «реакции заражения».
«Элиты» - Средний класс. «Нормальная» мобильность. Правящая элита. Элиты и модернизация. Дуальность целей элит. Элиты функциональные и нормативные. Картина семизвенной социальной структуры. Средний класс в мире. Публикации. Случай слабого среднего класса. Смещения элит. Социальная мобильность. Элиты 28. Специфика положения отрядов СК.
Всего в теме 8 презентаций