Инвестиции. Планирование. Эффективность. Мотивация. Управление

Фз 66 в новой редакции. Законодательная база российской федерации

В Российской Федерации зарегистрировано больше чем 60 млн дачников, 78 тысяч из которых состоят в некоммерческих организациях.

Новый закон о дачах был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе ведения гражданами садоводства и огородничества для личных целей. В соответствии с положениями закона, граждане РФ в праве заниматься огородом на даче без создания товариществ.

В законе описываются права и обязанности членов дачных товариществ, а также сфера их деятельности. Подробнее о новых изменениях, связанных с дачной деятельностью читайте в статье.

Российская Госдума приняла новый закон о дачных участках. Решение было принято весной 2017 года. Новый закон вступит в силу с января 2019 года. На переоформление документов по новым правилам депутаты дают дачникам 5 лет.

На данный момент на территории одного дачного участка может быть зарегистрировано несколько юридических и товариществ. Согласно новому закону дачники должны четко разделить границы садоводческого товарищества.

одна территория = одно товарищество

Кстати скачать ФЗ 66 о садоводческих товариществах в последней редакции можно

Изменениям также подлежал вопрос с оплатой, которую производили садоводы, не желающие вступать в товарищество садоводов. Граждане не вступающие в сообщество садоводов считают, что они не должны платить ни за что, кроме:

  • света;
  • воды;
  • газа.

Правительство РФ считает иначе: для всех платежи должны быть одинаковыми. Члены товарищества и индивидуальные садоводы обязаны будут раз в год платить все предусмотренные взносы за пользование участком.

На основании нового закона права индивидуальных дачников расширяются. Теперь они могут:

  • участвовать в собраниях товарищества;
  • проголосовать при решении вопросов, связанных с ежегодными взносами.

После принятия нового закона, такое понятие как «дачники» теряет свою юридическую значимость. Понятие «дачное товарищество» заменяется на огородническое и садоводческое. Разница между ними также обозначена в законе:

  • садоводческое сообщество — возможна постройка жилых домов для постоянного проживания в них;
  • огородническое сообщество — создаётся для выращивания овощей и фруктов. На их территории возможно возведение временных построек, необходимых для эффективного выращивания.

Также благодаря внесенным поправкам упрощается процедура водоснабжения на участках. Для того, чтобы вырыть скважину для индивидуальных нужд не нужно запрашивать у товарищества разрешение. Государство предлагает бурить скважину для:

  • хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • геологического изучения участка;
  • изучение полезных ископаемых;
  • использования научной информации.

Порядок возведения постройки на даче

Закон о дачном строительстве допускает возведение жилого дома только на садовых участках. На их территориях разрешается возведение:

  • капитальный жилой дом;
  • гараж;
  • хозяйственные постройки;
  • бани;
  • сараи;
  • навесы;
  • теплицы;
  • беседки и другие сооружения.

На каждое из выше перечисленных сооружений гражданин может оформить право собственности. В 2017 процесс оформления намного упростился. Недвижимость, площадью до 50 квадратных метров можно не регистрировать. Для оформления собственнику необходим технический план, чья стоимость начинается от десяти тысяч рублей, и квитанция об оплате государственной пошлины. Размер гос пошлины составляет 400 рублей.

Важно! Каждый собственник обязан платить налоги за каждый зарегистрированный объект собственности.

В СНиП прописаны правила возведения постройки на даче:

Правило 1. Постройка должна находиться на расстоянии от 3-х метров от соседского забора.

Правило 2. Постройка не должна выходить за «красную линию». Данное понятие употребляется для обозначения границ между государственной территорией и частной. В случае, если дачник хочет построить дом у дороги, то расстояние должно быть 3 метра. А если будущая постройка будет возведена на прямой улице, то расстояние до красной линии должно составлять 5 метров.

Правило 3. Между возведенными домами должно соблюдаться расстояние:

  • два деревянных дома — 15 метров;
  • если у домов есть деревянные перекрытия — 8 метров;
  • между каменным и деревянным деревом должно быть расстояние минимум 10 метров.

Важным моментом является то, что в случае пожара, все постройки должны находится на безопасном расстоянии друг от друга.

Правило 4 . Процент застроек на участке не должен превышать 30%.

Важно! Постройка должна полностью соответствовать пожарным требованиям. В случае, если будут обнаружены нарушения в МЧС разрешение на постройку не выдадут.

Порядок возведения постройки на участке

Любую стройку на участке нужно начинать с построения забора. Именно он является границей между участками. Забор может быть:

  • решетчатым;
  • сетчатым.

Высота забора должна начинаться от 1,5 см. Также минимальная высота для подвала составляет 2,2 метра.

После возведения постройки на участке, собственник должен проверить:

  • наличие модернизированного счетчика для подсчета потребляемой энергии;
  • правильность установленного стока. В случае, если ваша вода попадет к соседу, это может повлечь на собой серьезные разбирательства;
  • отсутствие газовых баллонов на территории участка.

Принципы, которые необходимо соблюдать для эффективного решения, возникших вопросов на участке дачи:

  • возводить постройки на предрасполагающем к этому рельефу;
  • душ, гараж, теплицу и другие необходимые постройки лучше всего размещать неподалеку от жилого дома;
  • постройки на участке надо располагать таким образом, чтобы в случае сильного ветра или дождя они защищали территорию;
  • планирование кратчайшего расстояния от одного строения к другому и другое.

Скачать текст закона

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят 29 июля 2017 года. Новых закон о дачах стоит под номером 217. Закон состоит из 55 статей.

Чтобы подробнее ознакомится с текстом нового закона, скачайте его по .

Порядочные граждане будут расплачиваться имуществом и деньгами за непорядочных соседей

Дачников в стране 60 млн., почти половина населения страны, и все они избиратели. Перед выборами власти стремятся решить назревшие проблемы избирателей. Поэтому в последние дни августа правительство внесло в Госдуму , а власти постарались представить его как прорыв, который принесет дачникам много хорошего и решит их проблемы.

На деле он осложняет жизнь дачникам, но серьезных проблем не решает. При том, что таких проблем - реально много.

Действующий закон принимался 20 лет назад. Свою функцию – регулировать жизнь некоммерческих объединений собственников земли – он не исполнял.

Он устанавливал правила, которым должны следовать такие объединения, но не давал рычагов, при помощи которых эти правила должны выполняться.

Закон исходил из того, что все собственники земельных участков – люди порядочные, честные и разумные. Они будут исправно платить взносы, не станут воровать электричество, двигать заборы, а если их выберут председателями, не будут обманывать соседей, тратя общественные деньги на себя и свои нужды.

Собственники земли оказались совсем не такими хорошими людьми. Поэтому садовые и дачные товарищества последние 20 лет живут не по закону, а у кого как получается. Где правильный председатель - там что-то налажено. А где председатель вор, там жизни нет. Граждане подозревают всех и вся, трясутся от ненависти и по ночам ходят гадить соседям.

Неурегулированные отношения между членами дачных объединений приводят к тому, что у самих этих объединений растут долги перед поставщиками услуг, не исполняются санитарные требования, не ставятся на кадастр земли общего пользования, не платятся налоги и еще много чего не делается. Поэтому от нового закона ждали появления рычагов, которые быстро и эффективно принуждали бы дачников следовать правилам. Нужен был не столько даже закон, сколько полноценная реформа, которая не только устанавливала бы правила, но и заставляла их соблюдать.

В законопроекте, внесенном в Думу, нет ни рычагов, ни реформы. Вводятся в основном косметические изменения, отчасти смягчающие бюрократию и узаконивающие существующие реалии.

И есть один важный пункт, который замалчивается. Это пункт о банкротстве садовых и дачных товариществ, глава IIX , статья 37.

“Садоводческое, огродническое или дачное некоммерческое товарищество по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Признание садоводческого, огороднического или дачного товарищества банкротом судом влечет его ликвидацию.

В случае банкротства товарищества имущество и земельный участок общего пользования должны быть переданы в собственность бывших членов товарищества пропорционально площади принадлежащих им садовых, огородных или дачных участков вне зависимости от того, являлись ли данные лица учредителями товарищества и размера их взносов. При этом указанные лица несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества в пределах стоимости переданного им имущества”.

Что это означает на практике?

На практике это означает, что новый закон написан в интересах коммерсантов - поставщиков услуг для дачных товариществ. Но никак не в интересах дачников.

Порядочные дачники теперь будут расплачиваться личным имуществом и деньгами за непорядочных соседей, которые воруют электричество и не платят взносы. Вот что это означает.

Положим, товарищество задолжало за электричество. Обычная история – должники, «жучки», потери в сетях. СНТ не платит долг один год, не платит второй. Долг накапливается. Сбытовая компания подает на товарищество в суд. Суд признает его банкротом.

Имущество товарищества – трансформатор, столбы, провода, земли общего пользования, контейнер для мусора – оценивается и делится между всеми членами. Каждый как бы получает свою долю. Но на самом деле ничего не получает. Потому что как разделить мусорный контейнер и столбы на триста человек?

Тем не менее, считается, что каждый член товарищества получил свою долю имущества и несет «субсидиарную ответственность по долгам». Поэтому ему сначала присылают исполнительный лист на определенную сумму, а если он не платит, к нему приходят судебные приставы и забирают личное имущество – газонокосилку, телевизор, шланг - в пользу поставщика, которому задолжало обанкроченное товарищество.

Это положение нового закона может быть плодотворно развито.

Например, местные власти принимают решение: в СНТ все дороги должны быть с твердым покрытием. Ваше СНТ не может собрать на твердое покрытие деньги? Ок, тогда к вам приезжает коммерческая компания, нанятая местные властями, и во исполнение решения принудительно рассыпает у вас щебенку. Потом подает в суд, суд признает ваше СНТ банкротом, далее – по вышеописанной процедуре с приставами.

Новый закон о дачниках позволяет доить их, как дойных коров. В этом его главное предназначение. А вовсе не в том, чтоб решать проблемы избирателей.

Догадывалось об этом правительство, внося такой веселый законопроект накануне выборов? Единственный вопрос без ответа. Все остальное понятно. Дачники обречены, вопросов нет.

2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования такого объединения.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ

    Определение от 28 марта 2019 г. по делу № А60-66148/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Иск, руководствуясь положениями статей 12, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 , 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – закон № 66-ФЗ). Суд, исходя из того, что член...

    Решение от 2 декабря 2018 г. по делу № А56-73861/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Либо технологическое присоединение заявителей опосредованно через электрические сети ДНП «Аропаккузи» (письма от 25.12.2017 № ПрЭС/038/11697-12 от 19.01.2018, № ПрЭС/03 8 / 408-12 от 26.02.2018 № ПрЭС/038/1580-12. Письмом от 23.03.2018 № ПрЭС/038/2736 ДНП «Аропаккузи» сообщило ПАО «Ленэнерго» об отказе в прохождении...

    Решение № 2-2065/2018 2-2065/2018~М-1497/2018 М-1497/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-2065/2018

    Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Гражданские и административные

    Может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК РФ (ч.2 ст. 8 УПК РФ), то соответствие действительности распространенных ответчиком в отношении истца сведений может быть подтверждено только вступившим в законную силу соответствующим приговором суда. Общий контекст, характер фразы, смысловая...

    Решение № 2-3782/2018 2-3782/2018~М-1816/2018 М-1816/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3782/2018

    Калининский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги; водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки и тому подобное). По правилам ст. 8 данного Федерального закона граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого...

    Решение № 2-1071/2018 2-1071/2018(2-4042/2017;)~М-3172/2017 2-4042/2017 М-3172/2017 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1071/2018

    Емельяновский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Имущества в порядке, установленном действующим законодательством РФ. 3. Расчеты по договору. 3.1. Цена договора определяется Сторонами в соответствии с ч. 4 п.2 ст. 8 Федерального Закона о Садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» №66-ФЗ от 15 апреля 1998 г., согласно перечню предоставляемых (на основании заявления Индивидуального садовода) возмездных услуг, ...

    Решение № 2-4858/2018 2-4858/2018~М-4297/2018 М-4297/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-4858/2018

    Подольский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    Номером 50:31:0010301:946, по адресу: , сельское поселение Стремиловское, д. Дубна, о чем 27.08.2013г. произведена государственная регистрация права собственности (л.д. 8 - 10). Указанный участок расположен на территории СНТ «Ромашкино». Согласно Уставу СНТ «Ромашкино» является некоммерческой организацией, создано в целях содействия ее членам в осуществлении деятельности в области благоустройства...

    Решение № 2-947/2018 2-947/2018~М-403/2018 М-403/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-947/2018

    Петродворцовый районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    Отсутствии договора с ним о пользовании общим имуществом не освобождает такого гражданина от обязанности по оплате такого использования, поскольку в силу положений п.2 ст. 8 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ, пользование общим имуществом товарищества предполагается платным. Так, право собственности ответчика зарегистрировано в установленном порядке (л.д.9) ДД.ММ....

    Решение № 2-4558/2018 2-4558/2018~М-3664/2018 М-3664/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-4558/2018

    Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) - Гражданские и административные

    Потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). В соответствии со ст. 8 упомянутого Закона граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом...

    Решение № 2-1468/2018 2-1468/2018(2-6065/2017;)~М-5789/2017 2-6065/2017 М-5789/2017 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-1468/2018

    Красногвардейский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    В кассу СНТ «Дормост», либо безналичным путем на расчетный счет СНТ «Дормост»; датой оплаты считается день поступления денежных средств в кассу. В соответствии со ст. 8 Закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции от 03.07.2016 года) граждане вправе вести садоводство, ...

    Решение № 2-2841/2018 2-2841/2018~М-2346/2018 М-2346/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-2841/2018

    Домодедовский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения. В силу статьи 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в...

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Задача нового закона заключается в устранении проблем, связанных с ведением садоводства объединениями граждан. Ведь по грубым расчетам на территории нашей страны садоводством занимаются более шестидесяти миллионов граждан. Нововведения должны устранить не только административные проблемы, но и создать комфортные условия для каждого садовода.

Что такое СНТ

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет СНТ как объединение граждан с целью получения дачных, садоводческих или огороднических земельных участков и совместного ведения деятельности на такой территории. Но в статье первой определяется СНТ в качестве организации, созданной для содействия гражданам в осуществлении хозяйственной деятельности в рамках ведения садоводства и огородничества.

СНТ — это юридическое лицо, которое действует исключительно от своего имени и наделено собственными правами и обязанностями. Это значит, что члены и само юридическое лицо отдельно отвечают по своим обязательствам.

Садоводческое или иное товарищество существует за счет взносов, которые уплачивают его члены в определенный период. На эти деньги создается общее имущество участников товарищества, осуществляется содержание такого имущества.

Территория, принадлежащая садоводческому некоммерческому товариществу, представляет собой участки, находящиеся в собственности членов СНТ, а также территорию общего пользования. При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества.


Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций.

Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Вместе с тем еще несколько лет назад возникла необходимость в изменении законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений граждан. В связи с принятием в 2017 году новой нормативной базы в сфере садоводства, Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с первого января 2019 перестанет существовать.


Основные направления закона о СНТ

Пока еще действующая редакция закона о СНТ предусматривает несколько разновидностей объединения садоводов:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • некоммерческие партнерства.

Различием между указанными формами является порядок осуществления прав и обязанностей как членами объединения, так и юридическим лицом.

Федеральный закон № 66-ФЗ является специальной нормой, регулирующий порядок предоставления земли для садоводства или огородничества.

Закон дополняет установленную процедуру следующими положениями:

  • устанавливает предельную площадь участков для выделения гражданам;
  • меняет порядок получения во владения земель со специальным статусом;
  • вводит порядок распределения участков в СНТ.

Кроме того, положения нормативного акта подробным образом регламентируют права садоводства и его членов, а также способы защиты этих прав.

В соответствии со статьей 20 указанного закона определены органы управления СНТ:

  • общее собрание членов в качестве главного органа;
  • уполномоченные объединения, в которые входят выбранные представители из числа садоводов;
  • правление СНТ в качестве исполнения решений общего собрания;
  • непосредственное исполнение полномочий СНТ осуществляет председатель.

Также в Федеральном законе № 66-ФЗ перечислены способы поддержки СНТ муниципальными органами власти и организациями.

Такая форма организации садоводческой деятельности в нашей стране породила множество проблем, решение которых было предложено путем создания нового закона.

Среди проблем выделают:

  • большое количество организационных форм объединений;
  • неконтролируемые объемы взносов, которые превратились в реальные поборы с членов садоводства;
  • трудности с регистрацией и постройкой жилых домов на территории садоводства;
  • членам садоводства приходится самостоятельно проводить некоторые дорогостоящие коммуникации к участку;
  • муниципальные органы власти не оказывают поддержку СНТ.

Что изменится в садоводческих товариществах в 2018 году

Новые изменения в организацию садоводческой деятельности вносятся Федеральным законом № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность.

В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

  • общим собранием;
  • председателем;
  • ревизионной комиссией.

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается.

Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории.

Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Дополнительно устанавливается территориальный принцип организации товарищества. Запрещено создание двух и более объединений на одной территории. Это означает невозможность создания внутри огороднического товарищества объединения садоводов.

Изменились и правила межевания территории СНТ:

  • в общую площадь могут включаться земли муниципалитета и общего пользования;
  • запрещено ограничивать свободный доступ к общей территории, расположенной за границами СНТ.

В остальной части закон дублирует прошлые положения или подстраивает требования иных законов под специфику дачных объединений.


Плюсы и минусы закона о СНТ

Среди достоинств нового закона можно выделить комплексный подход к изменению садоводческой деятельности на территории нашей страны.

  • Созданы предпосылки для тесного взаимодействия с органами муниципальной власти. Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.
  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения. Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.
  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ. Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года. Вместе с тем с января 2019 года садоводства должны применять новые требования к осуществлению деятельности, многие из которых еще не регламентированы подзаконными актами.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст.1801; 2000, N 48, ст.4632; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 50, ст.4855; 2006, N 27, ст.2881; 2007, N 27, ст.3213; 2014, N 26, ст.3377) следующие изменения:

1) абзац седьмой статьи 1 после слов «объединения на» дополнить словами «содержание имущества общего пользования,»;

2) в пункте 4 статьи 16:

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

«порядок установления размера членских взносов. Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества;»;

в) дополнить новым абзацем девятнадцатым и абзацем двадцатым следующего содержания:

«порядок ведения реестра членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее также - реестр членов объединения);

Порядок предоставления членам такого объединения информации о деятельности органов управления и органа контроля такого объединения.»;

г) абзацы восемнадцатый и девятнадцатый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;

3) в статье 19:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2_1 следующего содержания:

«2_1) знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;»;

б) пункт 2 дополнить подпунктом 11_1 следующего содержания:

«11_1) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;»;

4) главу IV дополнить статьей 19_1 следующего содержания:

«Статья 19_1. Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения создается и осуществляется ведение реестра членов объединения.

2. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

3. Реестр членов объединения должен содержать:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) члена такого объединения;

2) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;

3) кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения (после осуществления распределения земельных участков между членами объединения), и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

4. Член соответствующего объединения обязан предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений.»;

5) абзац третий пункта 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.»;

6) в статье 22:

а) абзац третий пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.»;

б) пункт 3 дополнить подпунктом 20 следующего содержания:

«20) ведение реестра членов объединения.»;

7) в статье 27:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.».

Статья 2

1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

2. Уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 04.07.2016,
N 0001201607040119

Лучшие статьи по теме